Захват общедолевой собственности на земельном участке

Захват общедолевой собственности на земельном участке

Незаконная постройка на земле, находящейся в общей долевой собственности

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в мае этого года разъяснил, какие нормы Гражданского кодекса РФ подлежат применению в случае возникновения хозяйственного спора по поводу незаконной постройки на земле, находящейся в общей долевой собственности. Вся соль вопроса заключается в том, что одним из собственников земельного участка, который пытался обязать другого собственника снести самовольную постройку, выступал орган местного самоуправления. Но обо всем по порядку.

Ни для кого не секрет, что органы государственной власти различных уровней имеют обыкновение менять свое мнение относительно ранее рассмотренных ими вопросов, выданных разрешений и принятых решений. Особенно ярко эта тенденция проявляется при смене руководителей регионов (местных органов власти). В строительной отрасли эта проблема заключается в том, что ранее выданные разрешительные документы новая власть отзывает или признает недействительными. При этом те многомиллионные убытки, которые несут застройщики, чиновников не особо заботят.

Теперь же государственным органам отчасти придется считаться с добросовестными инвесторами. Кроме того, принятые разъяснения разрешат некоторые противоречия владельцев земельных участков, находящихся в долевой собственности, по поводу их использования.

Прежде всего, кратко изложим историю взаимодействия участников строительного процесса.

Предположим, застройщик совместно с субъектом Российской Федерации (администрацией муниципального образования) владеет на праве общей долевой собственности земельным участком. Между застройщиком и администрацией имеется соглашение о строительстве на этом участке объекта капитального строительства; орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, выдал в соответствии с законодательством разрешение на строительство; земельный участок отведен для целей капитального строительства. Застройщик подготавливает проектно-сметную документацию и на основании разрешения начинает строительство.

Впоследствии орган государственной власти субъекта РФ (администрация муниципального образования) меняет свое решение: отзывает или признает недействительным разрешение на строительство, а также подает в суд для признания постройки (незавершенного строительства) самовольной.

Раньше такие действия чиновников были существенным аргументом в спорах со строителями. Действительно, когда в проект вложены значительные средства, проще пойти на уступки, нежели доводить дело до суда. Такие действия чиновников соответствовали трактовке гражданского законодательства о самовольной постройке.

Давайте разберемся, что такое самовольная постройка и каков порядок отнесения объектов капитального строительства к «самоволке».

Для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а точнее, хотя бы одного из них:

    1. земельный участок не отведен для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
    2. объект создан без получения на это необходимых разрешений;
    3. создание объекта произошло (происходит) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Кроме того, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правда, п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Однако право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Указанные нормы были подтверждены и судебной практикой. В п. 22 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности») разъяснено: применяя ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

По логике следует: раз постройка находится на земельном участке, находящемся в долевой собственности, в том числе местного органа власти, то она (постройка) нарушает законные права и интересы этого органа.

Однако Высший Арбитражный Суд РФ постановил при рассмотрении арбитражными судами дел о самовольных постройках применять иные нормы права . Вот основные из них.

———————————
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.05.2011 N 15025/10.

1. Применение норм права о самовольной постройке с учетом положений ст. 247 ГК РФ.

В случае если земельный участок, на котором производится строительство спорного объекта, находится в общей долевой собственности, то при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями не только ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ст. 247 Кодекса, согласно п. 1 которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Таким образом, с учетом ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации один из сособственников земельного участка может требовать сноса самовольной постройки, возведенной на этом участке другим сособственником, в силу ст. 222 Кодекса, если ее возведение одним из сособственников нарушает не только установленный порядок пользования общим земельным участком, но и права и законные интересы другого собственника либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

2. Возведение спорного объекта без разрешения на строительство не является безусловным основанием для отказа в признании права собственности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленумов «О судебной практике по защите прав собственности», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время судам необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли уполномоченный орган отказал в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

3. Права и законные интересы участника долевой собственности земельного участка, в случае если постройка произведена без согласия этого собственника, охраняются законом.

Строительство спорного объекта без разрешения на такое строительство со стороны сособственника земельного участка позволяет участнику долевой собственности заявить требование о предоставлении в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (п. 2 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Нормативный акт местного органа власти об использовании земельного участка под строительство фактически считается согласованием использования этого участка для целей строительства.

Для понимания этого вопроса кратко изложим порядок предоставления земельных участков для строительства.

Основным документом для осуществления градостроительной деятельности, планирования структуры кварталов, микрорайонов и иных элементов, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, является проект планировки территории.

На основании проекта планировки территории разрабатываются проекты межевания территорий применительно к застроенным или подлежащим застройке территориям, расположенным в границах микрорайона, квартала и т.д.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке. В составе градостроительного плана земельного участка, в частности, указываются:

    1. границы земельного участка;
    2. границы зон действия публичных сервитутов;
    3. минимальные отступы от границ земельного участка;
    4. информация о градостроительном регламенте, информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
    5. информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на нем;
    6. информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
    7. информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    8. границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства (в 2011 году введена новая форма градостроительного плана земельного участка ).
———————————
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Согласно приведенным нормам без градостроительного плана земельного участка невозможно согласовать необходимую документацию, получить разрешение на строительство и сдать объект капитального строительства.
Высший Арбитражный Суд РФ, в свою очередь, указал: если имеется нормативный акт местного органа власти об утверждении градостроительного плана, согласно которому земельный участок предназначается именно под строительство, а застройщиком были предприняты все меры для получения необходимых разрешений, то следует считать, что администрация фактически согласовала использование земельного участка для целей строительства.

Таким образом, кратко подводя итог анализа правовых норм, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ, можно отметить следующее:

    • не каждая постройка, произведенная без разрешения на строительство, является самовольной;
    • в случае если застройщиком были предприняты все меры для получения в установленном порядке разрешения на строительство, земельный участок предназначен для нового строительства и земля находится в долевой собственности, то застройщик вправе обратиться в суд для признания права собственности на возведенный (вновь возводимый) объект;
    • закон признает право участника долевой собственности на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации;
    • ограничение прав участника долевой собственности, согласно которому собственник может требовать сноса самовольной постройки только в случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В заключение заметим: несмотря на то что суд встал на защиту интересов застройщика, у органов государственной власти существуют другие меры административного воздействия на строителей, выражающиеся в привлечении к ответственности по ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влечет наложение штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Самовольный захват земли соседкой

Уважаемый Сергей Иванович! Помогите разобраться с проблемой.
Моя тетя проживала в селе в доме с соседкой (племянницей). Дом решением суда в мае этого года разделен по частям. Сейчас соседка подала иск в суд об установлении новых границ земельного участка за счет участка тети, приватизированного в соответствии со свидетельством на право собственности от 1994 года. Межевания участков ранее не проводилось.
Разделительный забор между земельными участками стоит с 1958 года. Подтверждением давности наличия забора и соответственно наличия границы между участками являются, например, технический паспорт БТИ от 1987 года, остатки старого забора, возможные свидетельские показания. Таким образом, если я правильно понимаю, то в соответствии с п.9. ст.38 закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ границами земельного участка должны быть границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, и кадастровый инженер должен был по старым границам проводить свои работы.
Тем не менее в соответствии с полученным мною ситуационным планом границы сдвинуты в сторону участка тети на 5 метров.
В исковом заявлении в качестве основания изменения границ приводится ст.35 ЗК РФ и ст.552 ГК РФ, а именно, что при переходе права собственности на здание, находящееся на земельном участке, приобретается право на пользования части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
По факту части дома и части прилегающих к дому сараев находятся на закрепленных за каждым владельцем своих участках. Очевидно, что соседку не устраивает, что частично (5 метров) граница ее участка проходит по стене ее сарая. И теперь она утверждает, что граница раздела земельных участков должна быть продолжением разделительной стены дома и сарая, т.е. имеет право сдвинуть границу участков.
Мне также не понятно почему кадастровые инженеры нас не приглашали на согласование границ и уже не в первый раз самовольно ходят по тетиному земельному участку и делают непонятные нам измерения. Когда я задала им этот вопрос, то получила ответ, что они имеют на все право и могут ни с кем ничего не согласовывать?!
К сожалению две недели назад тетя умерла, но я и две моих сестры по завещанию приняли наследство (подали заявления нотариусу. Таким образом, как я понимаю мы приняли на себя земельный участок тети и можем свободно принимать участие в судебном процессе.
Прошу Вас, Сергей Иванович, разобраться в сложившейся ситуации

Читать еще:  Правоустанавливающий документ на земельный участок

Статьей 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В вопросе Вы указали, что «Дом решением суда в мае этого года разделен по частям». Поскольку дом находился в общей долевой собственности, то в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов общий земельный участок при доме должен считаться неразделенным, несмотря на наличие отдельных свидетельств на земельные участки у Вашей тети и ее соседки.

Например, в определении Московского областного суда от 22.07.2010 по делу N 33-14234 указано: «Н.А. обратился в суд с иском об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что границы всего земельного участка при домовладении не установлены, жилой дом не разделен в натуре. Раздел (выдел) земельного участка допускается после установления внешних границ всего земельного участка и после раздела (выдела) доли домовладения».

В связи с этим сейчас должен ставиться вопрос о разделе общего земельного участка при доме или об определении порядка пользования этим участком. При таком разделе должен учитываться сложившийся длительное время с 1958 г. порядок пользования земельным участком при доме. Однако должен учитываться и размер долей Вашей тети и ее соседки в праве собственности на дом до его раздела.

В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР 1991 г., который действовал во время приватизации земельного участка Вашей тетей в 1994 г., при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.

Согласно ст. 35 ныне действующего ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Учитывая эти нормы, общий земельный участок при доме должен делиться и площади выделяемых участков должны определяться пропорционально долям в праве собственности на дом, существовавшим на момент приватизации земельного участка в 1994 г. Вместе с тем при этом должен учитываться и сложившийся порядок пользования участком.

По аналогичному спору в определении Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 4-КГ13-34 было разъяснено следующее: «Судом установлено, что правопредшественники сторон по настоящему делу — Шмакова В.Т. и Никитина Л.Е. — являлись сособственниками домовладения , находившегося по адресу: местечко района области, в котором им принадлежало 3/4 доли и 1/4 доли соответственно. Впоследствии адрес домовладения был изменен на д. в района области.
Постановлением главы администрации Васильевского сельского совета Серпуховского района Московской области от 20 февраля 1995 г. N 20 земельные участки при указанном домовладении были предоставлены в собственность Шмаковой В.Т. (площадью 0,127 га) и Никитиной Л.Е. (площадью 0,12 га).
По договору дарения от 8 сентября 1997 г. Никитина Л.Е. подарила принадлежащий ей земельный участок площадью 1 200 кв. метров с 1/4 доли домовладения, расположенных по указанному выше адресу, Никитиной Н.Е.
Вступившим в законную силу решением Серпуховского городского суда Московской области от 20 января 2010 г. было прекращено право долевой собственности Шмаковой В.Т. (3/4 доли) и Никитиной Н.Е. (1/4 доли) на жилой дом, находящийся по адресу: область, район, .
23 марта 2010 г. Шмакова В.Т. умерла, наследником по закону к ее имуществу, принявшим наследство, является Шмаков П.В.
Согласно заключению назначенной по делу определением суда от 27 декабря 2011 г. и проведенной экспертом ООО «Геоэксп» Шараповым К.С. землеустроительной экспертизы на момент рассмотрения судом спора общая площадь земельного участка при домовладении в района области по фактическому пользованию составляла 2391 кв. метр, по правоустанавливающим документам сторон — 2470 кв. метров.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Шмакова П.В. об установлении границ земельного участка в соответствии с принадлежащей ему долей домовладения, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на земельные участки у прежних собственников домовладения возникло при наличии долевой собственности на домовладение, в связи с чем полагал, что, несмотря на предоставление прежним собственникам земельных участков в конкретных размерах, общий земельный участок при домовладении также является объектом долевой собственности. При этом суд исходя из заключения землеустроительной экспертизы избрал предложенный экспертом вариант N 2 установления границ земельных участков в соответствии с ранее принадлежащими сторонам долями в праве собственности на домовладение.
Суд выделил каждой из сторон земельные участки, соответствующие их долям в праве собственности на дом: Шмакову П.В. (3/4 доли домовладения) — 1793 кв. метра, Никитиной Н.Е. (1/4 доли домовладения) — 598 кв. метров.
Отменяя решение суда первой инстанции в части установления границ земельных участков сторон в соответствии с вариантом N 2 заключения землеустроительной экспертизы и вынося по делу в этой части новое решение, которым границы земельных участков сторон установлены в соответствии с вариантом N 5 заключения экспертизы (площадь земельного участка, принадлежащего Шмакову П.В., составила 1270 кв. метров, Никитиной Н.Е. — 1121 кв. метр), суд апелляционной инстанции исходил из того, что долевое соотношение в праве сторон на земельные участки при домовладении должно быть пропорционально размеру земельных участков, выделенных правопредшественникам сторон постановлением органа местного самоуправления от 20 февраля 1995 г., поскольку данное постановление о предоставлении земельных участков в размере, не соответствующем долям в праве собственности на домовладение, ими не оспаривалось, стороны же по настоящему делу приобрели право собственности на земельные участки определенного размера в результате сделки и в порядке наследования по закону.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводами суда второй инстанции согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права к отношениям сторон, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-I, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, а именно на момент предоставления земельных участков при домовладении в собственность правопредшественников сторон в 1995 году, в случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам права на землю переходят, как правило, в размере, пропорциональном долям собственности на строение, сооружение.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 35 ЗК РФ, принятого 25 октября 2001 г., действующего на момент рассмотрения дела в суде, в случаях перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Порядок пользования земельными участками при домовладении, как установлено судом, не сложился как при прежних собственниках, так и между их правопреемниками.
Также судом установлено и никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, что до 2010 года (вынесение Серпуховским городским судом Московской области решения от 20 января 2010 г.) домовладение, расположенное по адресу: область, район, , являлось объектом долевой собственности Шмаковой В.Т. (правопредшественника Шмакова П.В.) — 3/4 доли — и Никитиной Н.Е. — 1/4 доли.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно было произведено установление границ земельных участков сторон спора с учетом положений ст. 37 ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-I и п. 1 ст. 35 ЗК РФ, то есть с учетом долей в праве собственности на домовладение».

Для более полного и точного ответа необходимо изучить все документы и обстоятельства Вашего дела на очной консультации.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Что считается самовольным захватом земли общего пользования, и как с этим борется закон?

Незаконный захват земли общего пользования рассматривается как административный проступок, наказание за которое последует по ст. 7.1 КоАП РФ. Законом определен примерный перечень таких земельных объектов общего пользования, а также условия доступа на них рядовых граждан. В этой статье разберем, на какие участки распространяется режим общего пользования, и какой штраф грозить на его нарушение.

Что это такое

Правовая трактовка термина «земли общего пользования» содержится в нормах ГК РФ и ЗК РФ. В состав указанных земель входят участки, оформленные в собственность публичных образований (РФ, субъекты, местные власти). Приведем перечень участков, на которые распространяется указанный режим:

  • пути сообщения и передвижения – улицы, проезды, проспекты, площади, дороги и т.д.;
  • зоны культурно-рекреационного назначения – парки, лесопарковые зоны, водоемы общего пользования и т.д.;
  • участки, предназначенные для осуществления общественных нужд населенных пунктов и неограниченного круга граждан – полигоны ТБО;
  • территории, выделенные объединениям граждан для ведения садоводства, огородничества, иных форм хозяйствования – участки в садовом товариществе, дачных поселках и т.д.
Читать еще:  Как правильно продать земельный участок самостоятельно?

Помимо этого, режим общего пользования может распространяться на участки, находящиеся в совместной или долевой собственности граждан. Например, к таким землям относится участок придомовой территории, площадь кооперативного гаража и т.д.

Собственник указанных земель вправе принимать правила доступа и пользования. Если такой акт официально принят и опубликован, его должны исполнять физические и юридические лица. В частности, это касается запрета и ограничения на любое несогласованное занятие участка или его части, огораживание под личные нужды, воспрепятствование доступу граждан.

За противоправный захват лесных территорий в КоАП РФ предусмотрен специальный состав, т.к. на участки леса не распространяется режим земель общего использования.

Какие виды нарушений связаны с землями общего пользования

Закон запрещает любые ограничения или запреты, связанные с доступом к участкам общего пользования. Исключения могут предусматриваться только нормативными актами, опубликованными для общего ознакомления. В перечень нарушений указанных правил могут входить:

  • захват участка, или его части, для использования под личные цели частных лиц или предприятий;
  • введение несанкционированных ограничений за доступ к местам общего пользования – например, взимание платы за проход в сквер, если это не регламентировано муниципальным актом;
  • использование участка общего пользования вопреки целевому назначению – например, самовольное отведение мест под парковку на зеленых насаждения скверов;
  • установка ограждений, шлагбаумов, заборов для ограничения свободного прохода или проезда.

Указанные нарушения могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Какая статья предусмотрена за захват земли

Для назначения административного наказания закон не разграничивает земли общего и частного пользования. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает санкции за захват любого участка, на который нарушитель не имел законных прав. Например, захват части чужого участка соседом по дому или огораживание публичного водоема карается по одной статье.

По ст. 7.1 КоАП РФ наказание последует при следующих условиях:

  • если установлен факт самовольного занятия чужого участка – путем фактического использования, установки ограждений, размещения или возведения несанкционированных построек;
  • если субъект не имеет никаких прав на этот участок, либо вышел за пределы законодательных правил – например, использование участка общего пользования для личных нужд, не разрешенных нормативным актом;
  • если выявленный факт захвата не повлек существенного ущерба или вреда – при наступлении указанных последствий наказание последует по ст. 330 УК РФ за самоуправство.

Судебная практика ВС РФ содержит правила определения существенного вреда, что позволит правильно выбрать санкцию между КоАП РФ и УК РФ.

Пользование общественным участков для временных нужд, не превышающих допустимые пределы, не является нарушением закона.

Подтверждение целевого назначения и категории участка происходит по сведениям ЕГРН, либо на основании правоустанавливающих документов. Категория земель общего пользования указана в ЕГРН, и не может быть изменена без проведения публичных слушаний с изданием муниципального акта.

Например, участок проспекта может быть предоставлен в аренду для установки торговой палатки – для этого проходит процедура согласования, правила которой утверждают местные или федеральные власти. Нарушение правил выделения участка не могут рассматриваться как захват, однако ответственность будет наступать за самоуправство, либо за превышение должностных полномочий.

Как проходит процедура привлечения к ответственности

Выявление фактов захвата общественных участков входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств. Для этого могут рассматриваться обращения граждан или организаций, проводится плановые проверки. Обратиться с заявлением или жалобой по факту захвата может любое заинтересованное лицо, так как указанные территории предназначены для общественного использования.

Куда жаловаться, если возникают сомнения в правомерности захвата участка, либо выявлен прямой случай нарушения земельного законодательства? Подать заявление или жалобу можно в следующие инстанции:

  • органы прокуратуры;
  • земельные инспекторы местных властей или должностные лица Госземнадзора;
  • администрация муниципального образования;
  • учреждения МВД.

Образец жалобы должен содержать сведения о заявителе, так как анонимные обращения не рассматриваются по существу. Также нужно указать основания и факты, позволяющие сделать вывод о самовольном захвате земли. К обращению может прилагаться фото- или видеоматериал.

Муниципальные власти и органы Госземнадзора обязаны проводить плановые и внеочередные проверки целевого использования земель общего пользования. Все нарушения фиксируются в протокольной форме, а при малозначительности проступка может объявляться устное замечание.

По факту выявленного нарушения составляется административный протокол. В его содержании указываются следующие сведения:

  • дата и место правонарушения;
  • сведения о должностном лице, составившем протокол;
  • полные данные правонарушителя – им может являться частное лицо или предприятие;
  • обстоятельства захвата земли, в том числе площадь участка – этот показатель будет иметь значение для назначения штрафа;
  • объяснения или возражения нарушителя.

Для административного наказания нужно точно определить площадь захвата. Для этого составляются схемы участка с указанием координат точек границ – они определяются по месту установки ограждений, внешних стен постройки и т.д.

Протокол вручается нарушителю, либо направляется по его адресу. Рассмотрение дела по существу входит в полномочия должностных лиц Государственного земельного надзора (ГЗН). Территориальные подразделения ГЗН функционируют в каждом муниципальном районе, а перечень должностных лиц, имеющих право выносить постановление о штрафе, зафиксирован в ст. 23.21 КоАП РФ.

Рассмотрение дела происходит при личном участии нарушителя, либо в его отсутствие. Во втором случае необходимо убедиться, что информация о времени и месте заседания была заблаговременно направлена нарушителю, либо была доведена при составлении протокола.

Как назначается штраф

Единственной санкций за указанное правонарушение является штраф в денежной форме. Однако для определения размера наказания применяются специальные правила – учитывается кадастровая стоимость участка, на котором произошло нарушение. Показатели кадастровой стоимости определяются по результатам государственной оценки земли и фиксируются в реестре ЕГРН.

При рассмотрении дела, должностное лицо Госземнадзора обязано запросить актуальную выписку ЕГРН – в этом документе будет указана категория участка и его кадастровая стоимость. В зависимости от статуса нарушителя, сумма штрафа составит:

  • для частных лиц – в размере от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 руб.;
  • для ИП и организаций – от 2 до 3%, но не менее 100 000 руб.

Если захват выявлен только на части участка, сумма штрафа будет рассчитана в пропорциональном отношении к кадастровой стоимости целого земельного надела.

До 2020 года регионы сохраняют право использовать инвентаризационные показатели для расчета налоговых обязательств, однако при назначении административных штрафов такая стоимость не используется. При отсутствии в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости участка назначается штраф в фиксированной сумме:

  • на граждан – от 5000 до 10000 руб.;
  • на должностных лиц – от 20000 до 50000 руб.;
  • на предприятия – от 100 000 до 200 000 руб.

Если захват участка общего пользования допустили несколько лиц, на каждого из них будет наложен самостоятельный штраф. Факт коллективного нарушения не влечет увеличение санкции, однако должностное лицо ГЗН может назначить штраф в максимально возможном размере по ст. 7.1 КоАП РФ.

Как исполняется наказание

Постановление о назначении штрафа должно быть исполнено в добровольном порядке – для этого закон дает 60 дней. После истечения указанного срока, взыскание штрафа будет проходить в принудительном порядке. Постановление направляется в службу ФССП, где возбуждается исполнительное производство. Для исполнения наказания происходит удержание с заработной платы, накладывается арест на счета или имущество нарушителя.

Несвоевременная уплата штрафа, либо уклонение от исполнения административной санкции, является самостоятельным нарушением по КоАП РФ. При выявлении таких фактов, может последовать новый штраф, либо иные меры воздействия – обязательные работы, арест. Назначение дополнительного наказания не освобождает от обязанности уплатить первоначальный штраф.

Самовольный захват земельного участка — судебная практика

Самовольный захват земли – распространенное явление в нашей стране. Практически каждый владелец дачного или частного участка сталкивался с подобными противозаконными действиями со стороны соседа.

При этом, договориться со злоумышленником чаще всего не удается. В таком случае остается лишь одно – обращаться в государственные органы для разрешения конфликта.

Кому может принадлежать земля

Прежде чем обращаться в государственные инстанции, необходимо определиться, что кроется под понятием самовольного захвата земли. В России такие противоправные действия понимают, как покушение на земельную собственность.

Следовательно, как и хищение имущества, «оккупация» строго наказывается законом, и сила наказания зависит от владельца, которым может быть:

  1. Государство.
  2. Администрация муниципалитета.
  3. Юридическое лицо – организация, компания.
  4. Физическое лицо – рядовой гражданин.

Таким образом, земля всегда кому-нибудь принадлежит, и пользоваться ею можно лишь с разрешения законного владельца. Во всех стальных случаях за овладение земельным участком может последовать наказание. Но, учитывая сказанное, следует сделать одно замечание, которое вытекает из ст. 234 ГК России.

Читайте здесь, как оформить сервитут на земельный участок.

Возможно, вам будет интересно узнать о разделе земельного участка.

Некоторые замечания

Согласно упомянутой статье, если вы пользовались земельным наделом на протяжении более 15 лет как своим собственным, или вы являетесь прямым правопреемником (родители, дети, жена и др. родственники, а также участники завещания) пользователя, то данный участок может считаться вашей личной собственностью.

Таким образом, если на протяжении длительного периода времени вы выращивали фрукты и овощи, то есть всецело использовали землю, а теперь ее пытается присвоить кто-то другой, то его действия являются противозаконными, и он должен понести наказание.

Ответственность за незаконный захват земли

Статьей 35 Конституции России провозглашена защита частной собственности. Более того, лишиться ее можно лишь по решению суда.

Если у вас отбирает землю «государство», то оно должно в полном объеме возместить «потерю». Защищает права владельцев частных участков Гражданский Кодекс, в частности можно ознакомиться со статьей 209.

Самым «мягким» наказанием за нарушение представленных законов является полный возврат собственнику надела, а также доходов, которые были получены, или могут быть получены в будущем от незаконного владения.

Кроме того, земля должна быть возвращена в первозданном виде. Так, если за время незаконного владения были возведены постройки, то они должны быть снесены.

Штрафные санкции

Более серьезная ответственность представлена штрафными санкциями, которые с 2015 года приобрели тенденцию к росту.

Размер выплат зависит от двух основных факторов:

  1. Размера захваченного надела.
  2. Лица, который взял в незаконное пользование землю.

Так, для обычных граждан, размер штрафа будет составлять 1-1.5% от кадастровой стоимости участка, взятого в незаконное пользование, но не менее 5 000 рублей. Если захватчиком является юридическое лицо (компания), то размер выплат составляет 2-3% от стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.

Нередко бывают ситуации, когда кадастровая цена владения неизвестна. В таком случае суд назначает злоумышленнику штрафные санкции в размере от 5 до 10 тыс. для физического лица, и от 100 до 200 тыс. для представителей фирм и организаций.

Что делать, если сосед частично занял ваш участок

В случаях незаконного овладения участком вашим соседом, стоит, первым делом, попытаться договориться, то есть разрешить конфликт мирным путем. Когда это не получается, остается только обращаться в государственные инстанции.

Читать еще:  Как наследуется право аренды земельного участка?

Легче всего разрешить конфликтную ситуацию, если вы имеет на руках документ, в котором зафиксированы границы вашего земельного надела. С ним вы обращаетесь в Кадастровую палату, который назначает штраф злоумышленнику, либо выдает предписание на устранение нарушения.

Когда документа, обозначающего границы частного участка нет, сможет помочь только суд. В него необходимо подать иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. Данное заявление составляется в трех экземплярах:

  • один передается ответчику;
  • второй для суда;
  • третий остается у заявителя.

Далее следует заседание суда. В ходе процесса будут рассмотрены такие факты, как:

  • законность владения имуществом истцом;
  • реальное нахождение спорной территории у ответчика;
  • надлежащее или нет, было владение земельным наделом;
  • показания свидетелей.

Каждый случай самозахвата является сугубо индивидуальным и не может иметь аналогов. Поэтому в подробностях описать нюансы прохождения дела невозможно. Если у вас имеются сомнения в правильности своих действий, то обратитесь к квалифицированному юристу.

Из этого видео вы узнаете о штрафах за самовольный захват земельного участка:

Искусство кройки и житья

Такое случается при получении наследства, при разводах и в прочих аналогичных случаях.

Мало кто знает, что при подобных операциях размер будущих участков, которые получатся после деления, имеет исключительно важное значение.

Дело в том, что по закону отдать человеку его долю можно только в том случае, если все образовавшиеся после раздела участки соответствуют минимально разрешенному размеру для целевого использования земли.

То есть, если изначально участок предоставлялся для садоводства, то делить его надо так, чтобы на каждой части можно было продолжать и далее этим садоводством заниматься.

Подобные разъяснения были даны, когда Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пересматривала результаты разбирательства одного земельного спора в Волгоградской области. Там в суд пришел гражданин и попросил выделить ему часть дома и земельного участка, которыми владели несколько хозяев на правах общей долевой собственности.

В суде истец объяснил, что ему принадлежат две трети доли дома и земельного участка. По паспорту БТИ общая площадь дома – 70,1 кв. м., а участка – 506 кв.м. Одной третью части владела женщина, а после ее смерти – наследник.

Этот наследник с требованием соседа не согласился и принес в суд встречный иск – разделить дом и землю по тому варианту, который он предлагает.

Местный суд встал на сторону истца и поделил дом и землю. Истцу досталось 337, 3 кв. м, а ответчику – 167, 7 кв. м.

Апелляция с таким решением согласилась.

Местный волгоградский суд, когда принимал это решение, пошел по самому простому пути – дом и землю он поделил так, как там исторически сложился порядок пользования – без отступления от размера долей в праве собственности сторон на дом и участок.

С таким решением Верховный суд не согласился и объяснил, почему.

В Земельном кодексе (статья 1) сказано, что участки, которыми владеют граждане, образуются разными способами. Участки перераспределяют из уже имеющихся наделов, выделяют из существующих, отдают или продают участки из земель государственной или муниципальной собственности. По тому же Земельному кодексу, выделение доли из участка земли – это такое же выделение участка. А тот, от которого “отрезали” часть, будет и дальше числиться участком, но – в новых границах. Человек, у которого была доля, после выделения становится настоящим собственником полученного участка, а остальные хозяева долей так и остаются собственниками частей в едином наделе.

Еще важный момент – в Земельном кодексе говорится, что как бы ни меняли, разрезали или выделяли части из целого участка, все его доли должны отвечать первоначальному целевому назначению и разрешенному использованию. По закону у участков, в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования, установлены предельно минимальные и предельно максимальные размеры.

В 1996 году состоялся общий пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов(N6/8 от1 июля 1996 г.). На этом пленуме шла речь о Гражданском кодексе. В нем есть статья 252, в которой говорится, что суд имеет полное право отказать в иске участнику долевой собственности, попросившему выделить ему долю в натуре. Отказ возможен, если выделение доли повлечет “несоразмерный ущерб имуществу, находящемуся в общей собственности”. То есть если после выделения куска земли оставшийся участок нельзя использовать по прямому назначению. В этом случае под понятием “ущерб” надо понимать серьезное ухудшение технического состояния, невозможность использования вещи по ее целевому назначению, неудобство в использовании, снижение культурной или художественной ценности вещи. В последнем случае речь уже не о земле, а о коллекциях картин, предметов или о библиотеках.

Эти разъяснения, подчеркнул Верховный суд, соответствуют Закону “О государственном кадастре недвижимости”. По нему кадастровый орган принимает решение об отказе поставить на учет участок, если новый участок или оставшийся старый не будут соответствовать прописанным в законе минимальным и максимальным размерам.

Из всего сказанного Судебная коллегия по гражданским делам ВС делает вывод – выделение доли в натуре одному из собственников земельного участка возможно лишь в том случае, если этот участок и оставшиеся после дележа наделы имеют площадь не меньше минимально разрешенной и соответствующей целевому назначению.

В Земельном кодексе сказано, что предельные максимальные и минимальные размеры устанавливаются градостроительными регламентами. В Градостроительном кодексе говорится, что правила землепользования и размеры пишет местная власть.

В нашей ситуации есть постановление Волжской городской Думы Волгоградской области. По нему предельно минимальный участок – 0,02 гектара, а предельно максимальный – 0,2 гектара. Поэтому в нашем споре вновь образуемый участок, который суд выделил в собственность ответчику, – в 168,7 квадратного метра – не соответствует требованиям закона. Верховный суд РФ велел спор о земле пересмотреть.

Что такое самовольный захват земельного участка

Использование территории без оформления прав собственности является нарушением закона. Если гражданину не удается узаконить самозахват, он привлекается к административной ответственности.

Что является самовольным захватом земли

Законодательные нормы, касающиеся вопросов незаконного захвата земли, регламентируются следующими положениями и нормативными актами:

  • ст.35 Конституции РФ – содержит определение термина самозахват;
  • ст.60 и ст.76 Земельного кодекса – определяют перечень противоправных действий с землей;
  • КоАП и УК РФ – устанавливают меры наказания за нарушение имущественных прав.

Самозахват земли – это незаконное использование территории. Когда гражданин занимает участок, принадлежащий другому физическому или юридическому лицу.

ВАЖНО! Таким образом классифицируются и ситуации, когда лицо занимает участок, который никому не принадлежит. Так как земли, у которых отсутствует владелец, являются собственностью государства.

Причины возникновения ситуации

Незаконное занятие участка может произойти из-за ошибок, допущенных при межевании надела. Несоответствие установленных границ сведениям, занесенным в ЕГРН, также классифицируется как неправомерный захват.

Самозахват может также произойти в случае, когда гражданин, в целях расширения собственного надела, сдвигает границы, занимая не принадлежащий ему участок.

Что делать, если произошел самозахват земли

При обнаружении самозахвата земельного участка или его части собственнику нужно обратиться в отделение Росреестра для получения выписки из кадастрового паспорта. В этом документе отражаются сведения о границах участка.

Собственник самовольно захваченной земли должен попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке. Если соседи захватили часть территории гражданина, ему нужно составить сообщение о восстановлении границ. В уведомлении следует указать, что при неисполнении требований, владелец недвижимости обратится в суд.

Если на предъявленные требования получен отказ, собственник вправе обратиться в суд. Исковое заявление составляется в свободной форме. В его содержании нужно указать следующие сведения:

  • наименование и адрес учреждения судебной власти, в которое подается иск;
  • персональные данные заявителя (Ф. И. О., адрес регистрации и места жительства, контакты, данные паспорта);
  • описание причины подачи заявления;
  • перечень предъявляемых требований со ссылками на законодательные нормы;
  • список прикладываемых документов;
  • дата составления;
  • подпись гражданина.

Вместе с заявлением суду требуется предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт истца;
  • документ, подтверждающий наличие прав на землю (договор купли-продажи, справка о вступлении в наследство и т. д.);
  • выписка из ЕГРН, содержащая технические параметры участка и план межевания;
  • сообщение, которое отправлялось ответчику в целях попытки досудебного решения вопроса;
  • квитанция об оплате государственного налогового сбора.

Можно ли узаконить самовольный захват

В ситуациях, когда у земли нет владельца, и она признана бесхозной, самовольный захват может быть узаконен. Согласно Федеральному закону «О дачной амнистии» для этого гражданину требуется обратиться в ЕГРН. Если территория официально не является бесхозной, перед посещением Росреестра ее нужно признать таковой. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в суд.

ВАЖНО! Если у незаконно захваченной территории есть владелец, в соответствии со ст. 60 ЗК РФ его имущественные права должны быть восстановлены.

Последствия захвата земли

С точки зрения гражданского законодательства, факт самовольного занятия территории не предоставляет захватчику имущественных прав на нее. Это означает, что гражданин:

  • не может проводить регистрационные действия с участком земли;
  • не может заключать сделки с наделом и расположенным на нем имуществом;
  • обязан по первому требованию освободить территорию;
  • должен компенсировать убыток, понесенный собственником участка в результате действий захватчика.

ВНИМАНИЕ! В процессе изъятия участка незаконно возведенные на нем объекты недвижимости сносятся. Захватчик не получает возмещение трат, понесенных во время строительства этих объектов.

Ответственность

Лицо, уличенное в самовольном захвате земельных участков, привлекается к административной ответственности. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ ему назначается штраф в размере процента от кадастровой стоимости участка:

  • 1–1,5% (от 5 000 р. – для физических лиц);
  • 1,5–2% (от 20 000 р. – для должностных лиц);
  • 2–3% (от 100 000 р. – для ИП и организаций).

Если территория не зарегистрирована в ЕГРН, назначаются взыскания в размере:

  • 5–10 тыс. р. – для граждан;
  • 20–50 тыс. р. – для должностных лиц;
  • 100–200 тыс. р. – для ИП и организаций.

Если факт самозахвата связан с дополнительным преступлением, например, с мошенничеством, ответчик может быть привлечен к уголовной ответственности. Согласно ст. 159 УК РФ к нему применяется лишение свободы на срок до 2 лет или назначаются общественные работы на такой же период.

Сосед захватил часть земли общего пользования

Возможны ситуации, когда владелец соседнего участка захватывает общие земли. Например, дороги, общие территории садовых некоммерческих товариществ и т. д. При обнаружении такого нарушения следует обращаться с жалобой в уполномоченное учреждение исполнительной власти: муниципалитет, председательство СНТ или районный суд.

Судебная практика

Решения суда по делам о незаконном занятии земель отличаются в различных ситуациях. Примеры из судебной практики:

  1. Гражданин подвинул забор на участке, заняв землю соседа. Собственник второго надела обратился в суд. В отношении захватчика было вынесено постановление, согласно которому он должен был освободить территорию, компенсировать судебные издержки соседа и заплатить штраф в размере 5 тыс. рублей.
  2. Предприятие расширило парковку возле офиса на своем участке, заняв территорию, которая никому не принадлежит. На организацию была подана жалоба. В ходе судебных разбирательств участок был признан бесхозным и приобретен компанией. После оформления прав собственности самозахват был узаконен.

Независимо от предъявляемых требований и особенностей дела, вердикт выносится после проведения межевания участков, фигурирующих в судебном разбирательстве.

Ссылка на основную публикацию