Законны ли платные дополнительные занятия в школе?

Законны ли платные дополнительные занятия в школе?

Что выбрать: бесплатную государственную школу или частную, но за деньги

О проблеме низкого качества образования в нашей стране говорят давно. Перед родителями встаёт вопрос, куда отдать ребёнка — в частную или государственную школу? Где научат лучше? Разбираемся в законодательстве, нюансах и подводных камнях.

Надо ли платить за школу? Согласно 43-й статьи Конституции России, гражданам нашей страны гарантируются бесплатное образование на всех ступенях — от дошкольного до профессионального. Это подтверждает и закон «Об образовании в Российской Федерации».

Но на практике при обучении в государственных школах родителям ребёнка всё равно приходится расходовать семейный бюджет.

Когда в школах не хватает бесплатных учебников, родительский комитет нередко собирает деньги на закупку необходимых пособий. Также регулярно собираются деньги на «нужды класса»: ремонт, шторы, интерактивные доски. Платежи необязательные, но ведь всем родителям хочется, чтобы дети учились в комфортных условиях с использованием современных технологий.

Дополнительные образовательные услуги в государственных школах, как правило, тоже платные. Если родители работают и ребёнка не с кем оставить после уроков, то доступна продлёнка, но только за отдельную плату. Стоимость группы продлённого дня (и льготы для некоторых категорий семей) устанавливает администрация школы. В среднем, от 1000 до 4000 рублей в месяц.

За питание тоже платят, хотя есть льготы, например, для многодетных семей. В разных регионах стоимость варьируется от 800 до 4000 рублей в месяц. Также нередко родителям приходится оплачивать охрану школы.

А если уровня подготовки среднестатистической школы недостаточно для сдачи ОГЭ или ЕГЭ, родителям выпускников приходится ещё и нанимать репетиторов. Очередная круглая сумма в семейном бюджете.

Условность бесплатного образования в нашей стране порождает дискуссию: не сделать ли все школы платными, только уже с конкретными перечнем услуг и гарантиями качества? Рассмотрим позицию сторонников и противников этого подхода.

Аргументы «за» платное образование

1. Прозрачность платежей

Почему платят за образование? Это избавляет от необходимости постоянно нести «добровольно-принудительные» траты — на шторы, охрану, ремонт и так далее. Все расценки чётко прописаны в договоре о предоставлении возмездных услуг, который заключается с организацией — легко рассчитать бюджет. Родители понимают, за что платят, и в случае недовольства могут обоснованно предъявить претензию по конкретным пунктам.

2. Квалифицированные педагоги

Нехватка компетентных кадров — одна из распространённых проблем бесплатного образования. Причиной тому — бюрократия, низкие зарплаты, восприятие профессии педагога как «временного» варианта. Очень точно об этом высказалась мама выпускницы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Ирина Фомичёва. К слову, сама в прошлом педагог.

«В [государственной] школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для недобравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать».

В платной школе, как правило, работают преподаватели, которые по-настоящему горят своим делом. Взимание платы за обучение обеспечивает педагогам достойную заработную плату. Это мотивирует и поддерживает уровень качества образования.

3. Наличие дополнительных специалистов

В платных школах бывает опция дополнительных занятий с психологом, логопедом, тьютором и другими специалистами. Этого часто не хватает в бесплатных государственных заведениях — скорее всего, вы и сами помните вечно закрытый и пустующий кабинет психолога в своей школе.

4. Улучшенные условия обучения

Платное образование позволяет учиться на другом уровне. В частной школе дети осваивают программу в комфортных условиях и с использованием современных технологий. И неважно, очная это или онлайн-школа — платное обучение открывает новые возможности и идёт в ногу с прогрессом.

5. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Повальный спрос на репетиторов и курсы в преддверии ОГЭ и ЕГЭ демонстрирует, что большинство государственных школ не справляется с подготовкой учеников к государственным экзаменам. Чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, недостаточно разбираться в предмете. От учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки. А на уроках этому не учат.

Частные учреждения, как правило, включают подготовку к ОГЭ и ЕГЭ в общий план обучения. Это не идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью, а является неотъемлемой частью.

Аргументы «против» платного образования

1. Стоимость

Конечно, одна из главных болей — непосредственно плата. Но коммерческое обучение не всегда подразумевает заоблачные цифры — есть и бюджетные варианты. Такая учёба выгоднее в долгосрочной перспективе — родители инвестируют в качественное образование ребёнка, что быстро окупается.

2. «Элитарность»

Традиционные платные школы нередко относятся к «элитному» классу — в том числе и потому, что обучение неоправданно дорого.

Так, президент России Владимир Путин высказывался категорически: «Если в России будет введено полностью платное общее образование, она скатится на уровень третьестепенных стран».

Действительно, не всё население России сможет позволить себе «элитное» коммерческое обучение. Такой разрыв может увеличить расслоение общества. Выходом может стать доступное платное образование — по приемлемым для рынка ценам.

Траты на семейном образовании

Семейное образование — это форма получения образования вне школы, предусмотренная статьёй 17 закона «Об образовании в Российской Федерации». Действительно, по закону можно учиться на дому. В этой форме ребёнок самостоятельно осваивает школьную программу, а ответственность за качество обучения возлагается на родителей.

Когда ребёнок учится дома, родители стремятся дать ему максимально качественные знания. При этом необязательно играть роль педагога самим — да и не всегда есть время. На помощь приходит домашняя онлайн-школа «Фоксфорда», где общеобразовательную программу осваивают ребята со всего мира. Обучение — платное, но зачастую обходится дешевле, чем в традиционной школе массовой школе.

Как сэкономить на семейном обучении

Давайте посмотрим, как можно сэкономить, если ребёнок учится дома.

  • Все пособия находятся в электронном доступе.
  • Не нужно тратиться на школьную форму, портфель и сменную обувь — учиться дома можно и в пижаме.
  • Нет необходимости вкладываться в нужды образовательного учреждения.
  • Не нужно доплачивать за питание — ребёнок может есть свежую домашнюю еду, к которой привык.
  • В некоторых регионах предусмотрена денежная компенсация за семейное образование.
  • Обучение можно оплатить материнским капиталом. Размер материнского капитала на 2020 год составляет 616 617 рублей.

Резюме

Мнение по поводу того, должно ли образование быть бесплатным, разделяются. По Конституции образование в России бесплатное, но по факту обучение в массовой школе подразумевает множество «невидимых» трат. Есть точка зрения, что образование должно быть платным — плюсами будут прозрачные платежи, компетентные педагоги, профильное обучение, современные технологии и подготовка к государственным экзаменам.

На семейном обучении не нужно платить за школьную форму, ремонт в классе или учебные пособия. А ещё можно оплатить обучение материнским капиталом, сделать налоговый вычет или получить компенсацию в некоторых регионах — масса выгодных юридических возможностей. Учить детей необязательно самим — есть доступные онлайн-школы.

Законны ли платные дополнительные занятия в школе?

Что говорит закон о правомерности так называемых дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает возможность для школ оказывать платные образовательные услуги. Это распространяется в том числе и на учеников школ.

Условия оказания образовательных услуг

Для того чтобы школа могла оказывать любые дополнительные образовательные услуги, возникает несколько обстоятельств, которые необходимо иметь в виду:

1. Доход школы от оказания платных образовательных услуг может использоваться в соответствии с уставными задачами, то есть на цели, связанные с образованием.

Эти средства могут использоваться, например, для покупки оборудования, выплат стимулирующих надбавок для педагогических и управляющих работников. Ограничение выглядит вполне естественным в условиях того, что любая школа представляет собой некоммерческую организацию.

При этом в большинстве случаев школа − это государственное или муниципальное учреждение. Она создана и финансируется за счет соответствующего бюджета и не предназначена для коммерческой деятельности, предполагающей получение прибыли.

2. Дополнительное образование вне зависимости от содержания характеризуется как вид образования.

Дополнительное образование, согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Если школа реализует тот или иной вид образования, она обязана иметь на него лицензию.

Вид образования должен быть указан в Уставе школы как возможное направление деятельности.

3. Платные дополнительные образовательные услуги школа может оказывать на основании договора об оказании платных образовательных услуг.

К такого рода договорам предъявляется немало требований. Например, должны быть указаны:

• вид образования,
• срок обучения,
• полная стоимость услуг,
• место проведения занятия и другие требования.

Важно отметить то, что платные образовательные услуги должны оказываться на одинаковых условиях.

То есть при оказании образовательных услуг не должно быть предпочтений, выражаемых в цене или других условиях договора, обусловленных, например, тем, что один ученик пришел в шапке зеленого цвета, а другой − в шапке красного цвета.

Заключение договора о платных образовательных услугах – следствие свободного волеизъявления сторон. Не допускается никакого мягкого или жесткого принуждения родителей со стороны школы к покупке «дополнительных углубленных занятий».

4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

Очевидно, что школа не может взимать плату за то, что было профинансировано из бюджета. Пределы финансирования из бюджета определяются на основании соответствующего ФГОС и образовательной программы, сформированной на его основе. В применении к бюджетному и автономному учреждениям объем такого финансирования отражается в государственном (муниципальном) задании.

Проблема может возникнуть из-за неконкретных формулировок во ФГОС, касающихся определения пределов финансового обеспечения.

В договоре на оказание платных образовательных услуг обязательно необходимо прописать, что оказываемые по этому договору дополнительные образовательные услуги, например, по углубленному изучению предметов, не являются частью реализуемых школой образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств.

А вот формулировка «подготовка к сдаче ЕГЭ» звучит сомнительно, потому что Единый государственный экзамен – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Если ученики успешно выполняют все требования программы, не должно возникать вопроса о потребности в еще более углубленной подготовке к государственной итоговой аттестации со стороны той же школы по тем же самым предметам, которые охватываются соответствующим ФГОС.

Читать еще:  Закон об ограничении конкуренции по 44 фз статья

Изучение этих предметов уже было профинансировано за счет бюджета. Но грань между углубленным изучением предмета и изучением этой же дисциплины в рамках ФГОС весьма неопределенная.

Если администрация школы настойчиво склоняет родителей к необходимости провести «более углубленную» подготовку, то у проверяющих органов могут возникнуть серьезные вопросы.

Кроме того, Минобрнауки России и Рособрнадзор еще в 2011 году в Письме от 23 августа 2011 года № 10-383 разъяснили неправомерность взимания платы за так называемый репетиционный экзамен для подготовки к сдаче ЕГЭ.

5. Серьезной проблемой на практике, как правило, является конфликт интересов педагогического работника, возможность возникновения которого напрямую связана с платными образовательными услугами.

На стороне школы при оказании определенных образовательных услуг действует конкретный учитель. Однако ситуация конфликта интересов может возникнуть и у педагога, оказывающего платные образовательные услуги в «индивидуальном» порядке, от своего имени.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержит прямой запрет педагогическому работнику организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги школьникам в этой организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника и потребителя услуг. Это такая ситуация, при которой возникает:

• личная заинтересованность педагога при осуществлении им профессиональной деятельности в получении материальной выгоды или иного преимущества;

• влияние или возможность влияния на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Классическая ситуация конфликта интересов − когда учитель занимается «углубленным» изучением своего предмета на дополнительных занятиях для отдельных учеников, а во время уроков предоставляет этим отдельным ученикам преференции.

Подчеркнем, что предположение о наличии личной заинтересованности педагогического работника в получении материальной выгоды априори будет возникать всегда, когда он ведет платные занятия с теми же учениками, с которыми он занимается по программе.

Со стороны школы нецелесообразно допускать, чтобы дополнительные занятия с учениками вел тот же учитель, который преподает этот же предмет в рамках реализации школой основной образовательной программы.

Кто может разрешить конфликт

Возникает вопрос, куда в случае конфликта могут обращаться с жалобами родители учеников, которым школа оказывала платные услуги.

• В школу

По поводу деятельности конкретного педагога можно обращаться с жалобой к директору школы.

• В комиссию по урегулированию споров

Законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Такая комиссия состоит из равного числа представителей совершеннолетних школьников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, что позволяет учесть позиции всех участников образовательных отношений.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех, имеющих отношение к организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

В региональный орган по контролю в сфере образования

Должностные лица регионального органа по контролю (надзору) в сфере образования обладают полномочием на составление протоколов об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ.

Таким основанием является нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг.

Возможная санкция в отношении школы − административный штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В отношении директора и (или) иных виновных лиц − в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

9 вещей, на которые родители школьников не должны сдавать деньги

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Школа изменяется с каждым годом: появляются новые предметы, новые экзамены и правила. Но неизменным остается одно — бесконечные сборы денег. Родители по привычке открывают кошельки, чтобы сдать на шторы, подарки ко Дню учителя или экскурсию. Однако большинство поборов носит добровольный характер, и остается разобраться, какие именно.

Мы в AdMe.ru внимательно изучили законы и узнали, какими правами обладают родители школьников и на что они имеют права не сдавать деньги.

Благоустройство территории и ремонт школы

Один из самых распространенных видов поборов — это сбор средств на шторы, линолеум, ремонт класса, покупку новых парт и прочего. Закон гласит: ремонт и материально-техническое обеспечение школы финансируется за счет средств бюджета. Платным может быть только то, что выходит за рамки образовательного стандарта. Если родители захотят в классе потолки с лепниной, фактурную штукатурку на стены и полы из массива дуба, то тут придется раскошелиться.

Иногда администрация просит сдать деньги на семена, грабли, веники, чтобы облагородить клумбы. На все это также выделяются финансы. Но вы можете добровольно и от чистого сердца подарить школе рассаду, цветы в горшочках или саженцы кустарников. Против никто не будет.

Взносы в фонд школы и подарки учителям

Фонд школы — вещь вполне законная и добровольная. Родители по желанию могут внести туда пожертвования. «По желанию» здесь ключевые слова. Принуждать вас никто не может, а уж тем более наказывать ребенка, не допускать его до занятий, олимпиад и конкурсов.

С подарками для учителей дела обстоят немного иначе. Они тоже добровольны, но стоит помнить, что подарок стоимостью выше 3 тысяч рублей может быть расценен как взятка должностному лицу. Причем накажут как учителя, так и дарителя.

Учебники, методические пособия и рабочие тетради

В конце учебного года классный руководитель выдает список учебников и рабочих тетрадей, которые родители должны приобрести. Их общая стоимость может доходить до нескольких десятков тысяч рублей, а это сильно бьет по семейному бюджету.

Статья 35 «Федерального закона об образовании» гласит: «Обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Проще говоря, все учебники и рабочие тетради должна бесплатно предоставлять школа. Исключения составляют пособия для платных углубленных занятий, кружков и секций.

Планшеты, ноутбуки и электронные книги

В некоторых школах обычные бумажные учебники и тетради заменяют на планшеты и электронные книги. Если администрация решила шагнуть в светлое технологическое будущее, то она обязана предоставить ученикам все необходимые гаджеты, приложения и программы.

Это касается и электронных учебных пособий, и художественной литературы. Для учащихся они должны быть бесплатными и доступными.

Музыкальные инструменты, карты, спортивный инвентарь

Каждую зиму родителей просят принести на урок физкультуры лыжи, палки и ботинки. Тем, кто не принесет, грозят неаттестацией, двойкой по предмету или отчислением. Однако школа делает это незаконно. Для проведения занятий у школы должен быть весь необходимый спортивный инвентарь (мячи, скакалки, ракетки для бадминтона, сетки и прочее). Если нет возможности обеспечить весь класс лыжами, то учитель может предложить альтернативные занятия.

Это правило распространяется на карты для уроков истории и географии, глобусы, швейные машинки, проекторы, микроскопы, колбы, реактивы в кабинет химии и многое другое. С более подробным списком можно ознакомиться в приказе Минобрнауки РФ от 30.03.2016 № 336.

Оплата охраны, гардероба и уборщиц

Образовательное учреждение обеспечивает охрану и безопасность детей во время их пребывания в школе. Это указано статье 41 закона «Об образовании в РФ». На услуги охранников, установку сигнализации и тревожных кнопок выделяют финансы из городского бюджета. Обычно на первом родительском собрании предлагают «скинуться на охрану». Беспокоясь о безопасности детей, родители соглашаются. А администрация тем самым экономит бюджетные средства. Труд уборщиц также оплачивает школа.

С гардеробщиками все обстоит сложнее: они для школы большая редкость. Иногда дирекция предлагает оплачивать услуги гардеробщицы. Однако это незаконно. В обязанности родителей не входит оплата труда дополнительной штатной единицы.

Театры и экскурсии

Все поездки, походы, экскурсии и театры — дело исключительно добровольное. Сдавать на них деньги или нет, решают родители. Учитель не может настаивать на обязательном посещении выставки или спектакля. Даже если он говорит, что это необходимо для занятий (например, написать сочинение).

Все платные экскурсии, спектакли и выставки не должны проводиться вместо занятий. Для этого есть классные часы и внеурочное время. Выгнать ученика из класса во время платного мероприятия также нельзя.

Школьная форма

Школа вправе ввести форменную одежду. Какой она будет (цвет, ткань, фасон и прочее), решает коллективное родительское собрание и администрация учебного заведения. Но никто не может диктовать, в каком магазине, у какого производителя и за какую цену нужно покупать форму.

Из-за ее отсутствия ученика не могут выгнать из школы и не пустить на урок. Единственное, что вправе сделать администрация, — это выговор, замечание или же беседа с родителями.

Платные услуги в школе, законно ли?

Оказание платных услуг в учебных заведениях среднего общего образования теперь не редкость, однако, каждый родитель задаётся вопросом – а законно ли это?

Согласно ст. 101 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе её осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

Читать еще:  Законные основания для перевода пациента в другую больницу

Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями:

1. Устав общеобразовательного учреждения должен содержать наличие платных услуг, а также установлен порядок их предоставления на договорной основе;

2. Оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.

Дополнительные образовательные услуги – это право, а не обязанность ученика!

ВАЖНО! Отказ от предлагаемых платных услуг не может быть причиной уменьшения объёма предоставляемых основных образовательных услуг.

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе, следовательно, школа обязана предоставить родителям (законным представителям) ученика полную и достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услуг, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В противном случае, мы можем наблюдать явное нарушение статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению сторон между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета, однако, если смету требует потребитель, то составление её обязательно. Органам местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые образовательными учреждениями, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 06.10.2003г. №131-ФЗ.

Из этой информации можно сделать вывод, о том что, в случае, если оказываемые образовательные услуги, по мнению родителей, стоят слишком высоко, можно обратиться в органы местного самоуправления для вмешательства и дачи объективной оценки стоимости услуг.

Исполнитель (школа) обязан лично оказать услуги в лице привлекаемых им педагогов. Если в договоре в качестве существенного условия не указан конкретный педагог, который будет вести занятия, образовательное учреждение свободно в выборе конкретного педагога для проведения занятий.

Актуальным является вопрос обеспечения учебной литературой и другими учебными материалами. Согласно ст. 704 Гражданского кодекса РФ, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором. Применительно к образовательным услугам это значит, что школа должна обеспечить не только педагогический состав, помещение и оборудование, необходимые для оказания услуг, но и обеспечить учащихся в достаточном количестве учебной литературой и учебными материалами, требующимися для выполнения заданий, предусмотренных учебным планом.

Помните. Брать плату за пользование учебниками в рамках бесплатного образовательного процесса – нельзя.

Взимание денежных средств учебным заведением не может быть принудительным, как за учебники, так и на другие нужды, будь то охрана, ремонт и прочее.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан с использованием СПС «Консультант Плюс»

Платные образовательные услуги

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства. Наибольшее распространение получило оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в основном реализуется в частных образовательных организациях.

При оказании платных образовательных услуг необходимо руководствоваться основными федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», «О некоммерческих организациях», «О защите прав потребителей», «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом РФ.

Договор на оказание образовательных услуг

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нём содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приёме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счёт средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счёт бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приёма на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключён до издания приказа о приёме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения после принятия Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг — это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Таким образом, заключение договора на оказание платных образовательных услуг является обязательным, в отличии от договора об образовании за счёт средств бюджета.

Информационная открытость по вопросу оказания платных образовательных услуг.

При организации платных образовательных услуг необходимо:

  • принять совместно с Управляющим советом (иным органом государственно-общественного управления образовательной организацией) образовательной организации решение об организации платных образовательных услуг и определить их перечень. При подготовке перечня платных образовательных услуг необходимо: а) учитывать ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические); б) изучить запросы (предложения) обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • оформить принятое решение приказом руководителя образовательной организации, в котором определить: ответственных лиц, состав участников, организацию работы по предоставлению платных образовательных услуг (расписание занятий, режим работы и т. п.), преподавательский состав;
  • утвердить: учебный план, учебные программы, штатное расписание, служебные инструкции;
  • разработать локальные акты и документацию: положение об оказании платных образовательных услуг, должностные инструкции, график (расписание) оказания платных образовательных услуг, договор об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • разместить информацию об оказании платных образовательных услуг на информационном стенде и школьном сайте;

Порядок оказания платных образовательных услуг.

Необходимо отметить, что ряд ранее действующих нормативно-правовых актов утратил свою силу, а именно:

— постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 3016);

— постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 181 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1281);

— постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 815 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 1, ст. 156);

— постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 682 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 38, ст. 4317).

На сегодняшний день порядок оказания платных образовательных услуг прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В связи с этим, образовательным организациям необходимо пересмотреть свои локальные акты и привести их в соответствие с действующим законодательством.

Договор на оказание платных образовательных услуг должен содержать следующую информацию:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

Читать еще:  Законно ли пенсионный фонд требует возместить деньги?

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Отдельно отметим, что согласно пункту 15 правил оказания платных образовательных услуг «сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на дату заключения договора». Таким образом, информация об оказываемых платных услугах на официальном сайте образовательной организации всегда должна быть в актуальном состоянии.

Как урегулирована ответственность сторон? Настоящий порядок предусматривает ответственность как заказчика услуг, так и исполнителя. В пункте 17 указано, что «при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объёме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Кроме того, «заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора».

Договор на оказание платных образовательных услуг может быть расторгнут и по инициативе исполнителя. Данные основания указаны в пункте 21 настоящих правил:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, по усмотрению общеобразовательной организации направляются на расходы, связанные с её деятельностью, в том числе на оплату труда работников (включая начисления на заработанную плату), на покупку учебных и учебно-методических пособий, канцелярских товаров, оплату коммунальных платежей и иных услуг. При этом необходимо помнить, что объём планируемых доходов и расходов по платным образовательным услугам должен быть отражён в плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

Статья по управленческой деятельности в образовательной организации на тему “Дополнительное образование в школе. Кружки и платные образовательные услуги: взаимоисключающие понятия или независимые направления деятельности?”

Вебинар с доктором Александром Мясниковым на тему:

«Здоровое общество. Как простые действия одних людей спасают жизни других»

Дополнительное образование в школе. Кружки и платные образовательные услуги: взаимоисключающие понятия или независимые направления деятельности?

Автор: Окулова Полина Александровна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 49 (Свердловская область, город Екатеринбург)

На сегодняшний день дополнительное образование является неотъемлемой частью деятельности практически каждой образовательной организации. Если еще несколько лет назад дополнительное образование на базе школ ограничивалось несколькими кружками, то сегодня школы повсеместно внедряют платные образовательные услуги. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует законодательно закреплённой нормы, строго предписывающей реализацию платных образовательных услуг, необходимость становится все более очевидной, т.к. доходы от такой деятельности способны хоть как-то покрыть текущие расходы и пополнить бюджет школы. Кроме того, одним из критериев эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей является реализация программ дополнительного образования. (Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников от 18.06.2013 ).

Всё вышеперечисленное определяет актуальность работы руководителя в данном направлении. Вместе с тем встаёт вопрос о том, как организовать процесс таким образом, чтобы платные и бесплатные услуги не конкурировали между собой в рамках одной ОО и чтобы они были конкурентоспособными среди ОО – потенциальных конкурентов.

На первом этапе руководителю необходимо определить спектр услуг. Платных и бесплатных. Спектр бесплатных услуг будет зависеть от количества ставок (определяется ежегодно в зависимости от количества обучающихся в ОО). Одну ставку можно разделить на несколько кружков, можно отдать на один кружок (секцию), если будет спрос. Количество платных образовательных услуг будет определяться спросом потенциальных потребителей и возможностями ОО. Деятельность ОО в направлении дополнительного образования регулируется ст. 75 закона «Об образовании» (далее – ФЗ – 273) . кроме того, п. 14 ст. 2 ФЗ -273 определяет дополнительное образование как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». В п.1 ст. 101 Закона «Об образовании» чётко сказано о том, что образовательная организация ВПРАВЕ оказывать указанную деятельность, если это не противоречит и не замещает основную образовательную деятельность (п. 2 ст. 101).

Поскольку спектр услуг не регулируется законодательно, у руководителя есть возможность определять его самостоятельно для ОО. Для кружковой деятельности, как правило, выбираются те направления, которые дети могут получить на базе ЦДТ и Домов культуры. Такие кружки и секции будут пользоваться спросом на базе школ по ряду причин, а именно: территориальная близость к дому, уже знакомый штат учителей и возможность пребывания в школе после уроков (не надо идти в другое учреждение). Для платных услуг, как правило, выбираются направления деятельности, связанные с углублённым изучением предметов, подготовке к школе или качественно новые образовательные услуги. В первом случае необходимо помнить о том, что программы платных услуг НЕ МОГУТ ДУБЛИРОВАТЬ ИЛИ ЗАМЕНЯТЬ основные программы. Таким образом, недопустимо открытие платной услуги по подготовке к ЕГЭ. Возможно открытие, например, курсов по решению нестандартных задач, занимательной математике и т.д., но углублённый профиль изучения и отличия от основной программы должны быть отражены в рабочей программе в обязательном порядке . Во втором случае, если речь идёт о качественно новой услуге, то необходимо сначала определить, будет ли эта услуга пользоваться спросом. Второй фактор – платёжеспособность законных представителей. Этот фактор определяется результатами деятельности за предыдущий период, если в ОО уже был опыт реализации платных образовательных услуг или путём анализа посещения детьми разных кружков и секций (такие опросы, как правило, проводятся во всех классах в начале учебного года).

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

Дополнительные образовательные услуги (и платные, и бесплатные) не могут дублировать основные образовательные программы.

Платные и бесплатные услуги не должны дублировать друг друга

Если платные услуги дублируют ассортимент услуг близлежащих ОО (конкурентов), то руководителю необходимо обосновать стоимость этих услуг или сделать свою услугу более конкурентоспособной за счёт повышения качества или иных инновационных средств.

На этапе планирования руководителю необходимо четко определить сотрудников, занятых на реализации услуг ДО, ответственных за их реализацию. (см. таблицу)

п. 14 ст. 2 ФЗ-273

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 “О направлении информации” (вместе с “Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)”)

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг”

Ст. 2, 161, 423 (п. 1), 779-783 ГК РФ

Количество ставок рассчитывается в начале учебного года, исходя из численности контингента, закрепленного за ОО (учредителем, не руководителем ОО). Ставку можно разделить между несколькими учителями на несколько кружков

Количество платных услуг не ограничивается законодательно. Число таких услуг определяется спросом потенциальных потребителей и возможностями ОО (наличие помещений, персонала и т.д.)

Определяется ОО самостоятельно

Определяется ОО самостоятельно (исходя из спроса)

Не регламентируется законодательно. Как правило, выбираются направления художественно-эстетического цикла (кружки ИЗО, ДПИ, спортивные секции и т.д.)

Не регламентируется законодательно, определяется спросом заказчика . Как правило, в целях увеличения спроса, предоставляются услуги по УГЛУБЛЕННОМУ изучению предметов или качественно новая услуга (если на неё есть спрос)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ ДУБЛИРОВАТЬ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ЗАМЕЩАТЬ ИХ

Любые лица, заключившие договор с ОО

Наличие программ по дисциплинам

Наличие штатного расписания

Ставка определяется на учебный год

Оговаривается условиями договора

Заключение договора с законными представителями

Не требуется, поскольку услуги оказываются безвозмездно (плата не взымается)

Требуется заключение договора об оказании платных образовательных услуг (возмездная сделка)

Заключение договора с сотрудниками

Не требуется. Регулируется пунктом о нагрузке в трудовом договоре (дополнительном соглашении на учебный год), если сотрудник работает в штате в должности учитель или заключается трудовой договор на общих основаниях (внешнее совместительство или штатный сотрудник, педагог дополнительного образования)

Требуется заключение срочного трудового договора

Учебная нагрузка педагога

Регулируется количеством ставок, данных ОО

Не более 18 часов (как совместительство) для педагогического работника

Заработная плата сотрудника

Фиксированная, зависит от количества часов (учебной нагрузки), оплата производится в соответствии с тарификацией

Нефиксированная. Исчисляется стоимостью человеко-часа и меняется в зависимости от количества проведенных занятий и количества человек, посетивших занятия, от стоимости самой услуги (в процентном соотношении)

Бланки заявлений на зачисление

Справка от врача (если это спортивная секция)

Положение о дополнительном образовании в ОО

Учебный план ОО по доп. Образованию (с перечислением всех кружков)

Приказ об открытии кружков

Журнал посещаемости по каждому кружку

Лицензия (с приложениями)

Измененный Устав ОО

Приказ об открытии платной услуги на базе ОО

Протокол родительского собрания

Положение о платных услугах ОО

Договор с Заказчиком (+ образец на сайт ОО)

Бланки заявлений о зачислении / отчислении

Трудовые договоры с сотрудниками

Приказ о назначении диспетчера платных услуг

Табель учёта проведенных занятий и посещаемости

Бланки уведомлений о наличии задолженностей по оплате

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector