Законно ли начисление за услугу, которой нет?

Законно ли начисление за услугу, которой нет?

Как не платить за неоказанную услугу

Могу ли я оспорить постановление правительства о том, что при отсутствии проживающих в квартире в многоквартирном доме, собственник должен оплачивать вывоз мусора, ведь получается, что я оплачиваю услугу, которой не пользуюсь, если я не пользуюсь газом, светом, водой, я за них и не плачу. Спасибо.

Вы не обязаны платить тариф за вывоз КТО дважды, если не проживаете в жилом помещении, где являетесь собственником, поскольку по тому адресу образование твердых коммунальных отходов не происходит. Вы также сможете обратиться в прокуратуру по факту необоснованного взимания платежей за услугу, которая фактически не оказывается.

Спасибо, Вы очень помогли!

Наталья! Оспорить постановление Вы, конечно, вправе. Только прежде, чем обратиться в КС РФ, Вам, по моему мнению, следует соблюсти как досудебный претензионный, а затем (в случае не достижения компромисса) и судебный порядок разрешения споров между вами, как потребителем коммунальной услуги и УК (как исполнителем, заключившим договор с ГП “КРИО”) и самим этим Региональным оператором.

В соответствии с положениями отдельных (перечисленных ниже) статей ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ, вы вправе требовать соответствующего перерасчета стоимости услуги, которой вы не пользуетесь.

148 (4). Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых управляющими компаниями (УКЖД), ТСЖ, жилищными кооперативами и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

148 (7). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте “б” пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

148 (13). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах “а” – “е” и “л” – “с” пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)

148 (21). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148 (8) – 148 (11) настоящих Правил.

148 (36). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

148 (37). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную временно проживающим потребителям, рассчитывается в соответствии с пунктами 57, 57 (1) и 58 настоящих Правил.

148 (40). Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

148 (44). При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Как не платить за услуги ЖКХ, которыми не пользуешься

При постоянном росте тарифов на услуги ЖКХ неудивительно, что жильцам хочется на чем-то сэкономить. Вопрос, можно ли не платить за услуги, которые не используются, интересует сегодня многих. Так от каких услуг можно отказаться, а от каких нет? 153 статья Жилищного кодекса РФ, регулирующая начисление оплаты за услуги ЖКХ, говорит о том, что собственник обязан содержать принадлежащее ему имущество, с момента возникновения права на него.

То есть, оплата за квартиру должна производиться даже в том случае, если вы в ней временно не проживаете.

Когда в квартире имеются приборы учета

Если в квартире установлены счетчики на холодную и горячую воду, водоотведение, газ и электроэнергию, благодаря им, легко проверить, потреблялась данная услуга или нет.

Если потребления не было, то, естественно, счет за неиспользованные услуги управляющей компанией выставлен не будет. Можно установить также счетчик на тепловую энергию, и перестать вносить плату за отопление, отключив батареи.

Теоретически можно отказаться и от общего потребления горячей воды, поставив собственный водонагреватель. Но при этом следует помнить, что нельзя совершать действий, нарушающих интересы других жильцов многоквартирного дома.

Они могут привести к аварийным ситуациям, за которые придется нести ответственность.

Еще одна проблема состоит в том, что во многих случаях бывает сложно (или даже невозможно) чисто технически ограничить предоставление услуги в одной отдельно взятой квартире. Это касается газового и водоснабжения, отопления и канализации.

Если же технических ограничений не существует, и другие жильцы дома при этом не пострадают, можно отказаться и от этих услуг.

Читать еще:  Законно ли,что за найденный кошелек вменяют статью 158 УК?

Если счетчики не установлены

Если приборы учета в квартире не установлены, а хозяева долго отсутствовали, и не пользовались услугами ЖКХ, может быть произведен перерасчет квартплаты.

Причем не обязательно, чтобы в отсутствии находились все члены семьи, достаточно даже, если один из них в течение как минимум 5 дней не проживал в квартире.

Делается перерасчет следующим образом. Не позднее, чем через месяц после приезда, подается заявление в местный расчетный центр, к которому следует приложить документальные доказательства своего отсутствия.

Ими могут являться:

  • справка о командировке (копия командировочного удостоверения);
  • справка из стационарного медицинского учреждения, если вы находились на длительном лечении;
  • копии билетов и гостиничные счета, в случае отъезда на отдых;
  • справка о временной регистрации в другом городе;
  • справка из охранной фирмы, если квартира была поставлена на охрану;
  • справку из управления дачного поселка, если летний сезон был проведен на даче и т.д.

Если документы в порядке, то управляющей компанией может быть произведен соответствующий перерасчет за электроэнергию, воду и газоснабжение.

Такие услуги, как плата за отопление зимой, вывоз мусора и общедомовые расходы перерасчету не подлежат.

От чего отказаться нельзя, но можно сэкономить

Есть услуги, отказ от которых невозможен. К ним относятся вывоз мусора, содержание и ремонт общей придомовой территории, уборка подъезда, текущий и капитальный ремонт общедомового имущества.

Их оплачивать обязаны все, но можно на собрании собственников поднять вопрос о пересмотре расценок и самом перечне данных услуг, поскольку они должны определяться по согласованию с владельцами жилья.

А данный перечень, равно как и периодичность предоставляемых работ и услуг, должны быть записаны в договоре управления многоквартирным домом (статья 162 ЖК РФ).

Также можно не оплачивать или требовать перерасчета за услуги, качество которых вас не удовлетворяет. Чаще всего это оказываются услуги по общедомовому обслуживанию:

  • некачественная уборка подъезда,
  • часто ломающийся лифт,
  • несвоевременный вывоз мусора,
  • сломанная входная дверь,
  • неработающий домофон и т.д.

Прежде, чем подать заявление-претензию, необходимо собрать факты и доказательства, подтверждающие недобросовестное обслуживание.

Это может быть фото или видеосъемка, показания свидетелей (не менее двух). Присланную квитанцию все равно придется оплатить полностью, а потом уже обращаться с заявлением в управляющую компанию.

Обычно руководство ЖЭКа проводит проверку по фактам заявления и, если они подтверждаются, идет навстречу заявителю. Если же этого не происходит, можно подать жалобу в судебные органы. Как показывает практика, большее количество подобных дел заканчивается положительно для истца.

Еще можно подать претензию и потребовать перерасчета в случае плохого качества услуг водоснабжения. Это могут быть как перебои в поставке, так и вода ненадлежащего качества.

Прежде всего следует обратиться с заявлением в ЖЭК, в случае отказа можно направить жалобу в Роскомнадздор, который обязан провести по ней проверку.

Если жалоба Роскомнадзором подтверждена и заявителю прислан ответ, следует написать вторичное заявление в ЖЭК. В случае отказа всегда в запасе остается обращение в суд.

Как отказаться от неиспользуемых услуг

Чтобы отказаться от услуг, которыми вы не пользуетесь, обращаться нужно к организации, которая их предоставляет. Обычно это управляющая компания, ТСЖ или ЖСК. Но они ведают не всеми услугами.

Если вы хотите отказаться от электрического или газоснабжения, телевидения (коллективной антенны), радиоточки, домофона, отключить Интернет, то обращаться следует к поставщику данной услуги.

При себе нужно иметь паспорт, справку об отсутствии задолженности и подтверждение, что вы являетесь собственником квартиры.

Никаких особых доводов приводить не нужно, достаточно просто написать заявление, в котором указать, что вы не нуждаетесь в данной услуге и просите о ее отключении. Затем к вам приходит служащий организации-поставщика и обеспечивает отключение.

Полезные советы по экономии оплаты

В заключение несколько полезных рекомендаций для жильцов, которые могут позволить существенно сэкономить на оплате коммунальных услуг.

  • Установка приборов измерения на воду.Это особенно актуально в тех случаях, если в квартире проживает меньше людей, чем прописано, а также, если в доме установлен общий водомер, который делит расход на все квартиры. То есть, если вы не хотите платить за протечки в подвале или за чью-то неисправную сантехнику, стоит установить индивидуальный счетчик. Экономия будет заметна сразу.
  • Установка многотарифного счетчика на электричество, который учитывает удешевление стоимости электроэнергии в ночное время. Машинная стирка или использование посудомойки после определенного времени суток тоже могут дать существенную экономию. Также рекомендуется использование энергосберегающих ламп. Несмотря на их высокую стоимость, они со временем хорошо окупают себя.
  • Экономия на телефонных переговорах.Современные поставщики мобильной телефонии предлагают множество тарифов с низкими ценами, нужно только не полениться изучить предложения, и выбрать самый подходящий вариант. Кроме того, отличным сервисом является интернет программа Skype, она вполне приемлема по качеству звука. Ее использование вместо дорогих телефонных переговоров (особенно международных и междугородних) тоже даст возможность прилично сэкономить.

Кстати, далеко не все знают свои права относительно получения субсидий на оплату коммунальных услуг.

Стоит более внимательно изучить этот вопрос, возможно, что вы, по совокупности дохода семьи, имеете право на получение субсидии.

Правомерно ли взимание оператором связи абонентской платы во время приостановления доступа в интернет?

В последнее время в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступает большое количество устных и письменных обращений по вопросу начисления операторами связи платы за телематические услуги связи (интернет, интерактивное телевидение) в период, когда доступ к данным услугам был приостановлен, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области считает необходимым разъяснить.

Статьей 781 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 1 и 2 статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” предусмотрено, что оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов – непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

В соответствии с п. 28 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (Далее Правила) абонент обязан вносить плату за оказанные ему телематические услуги связи и иные предусмотренные договором услуги в полном объеме и в предусмотренный договором срок.

Следовательно, абонент обязан оплатить заказанные и оказанные ему услуги, предусмотренные договором.

Приостановка оказания услуг может быть произведена оператором по заявлению абонента или по инициативе оператора (при нарушении пользователем услугами связи требований, установленных законодательством о связи или невыполнении условий договора, например по оплате услуг связи).

Согласно п. 47 Правил № 575, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или в случае нарушения абонентом требований, установленных договором, в том числе срока оплаты оказанных телематических услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание телематических услуг связи до устранения нарушения, письменно уведомив об этом абонента.

Пункт 48 Правил предусматривает, по письменному заявлению абонента оператор связи обязан без расторжения договора приостановить оказание телематических услуг связи абоненту. При этом с абонента взимается плата за весь период, указанный в заявлении, в соответствии с установленным для таких случаев тарифом.

Читать еще:  Законно ли обжалование штрафов с камер видеонаблюдения?

Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что плата за приостановку оказания услуг связи может взиматься с абонента только при наличии его добровольного волеизъявления и по письменному заявлению и только по специальным тарифам.

Начисление платы за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при нарушении абонентом срока оплаты оказанных телематических услуг связи (п. 32 Правил № 575), не допустимо.

В связи с чем, при предъявлении оператором связи абонентской платы за тот период, когда услуги связи не оказывались в связи с приостановкой, потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать исполнителя возврата уплаченной суммы.

Так что готовьте и вручайте нарушителю ваших прав претензию, а в случае ее отклонения обращайтесь в суд.

Кроме того, указанные факты являются нарушением обязательных требований, соблюдение которых может быть предметом контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых Управлением.

По данному вопросу граждане имеют право обратиться лично в адрес Управления, направить индивидуальные и коллективные обращения, с предоставлением документов подтверждающих обращение в адрес оператора связи за защитой (восстановлением) нарушенных прав и отказ оператора связи в удовлетворении таких требований.

Неоказанная услуга по Закону о защите прав потребителей

Неоказание услуг по закону о защите прав потребителей

Отношения между потребителями и выполняющими для них услуги предпринимателями, организациями регулируются гл. III закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I.

Неоказание услуг выражается:

  • в невыполнении договорных обязательств исполнителем;
  • выполнении обязательств не в срок;
  • оказании некачественной услуги.

Рассмотрим каждое нарушение подробнее.

Нарушение сроков оказания услуг

Ключевое понятие «сроки оказания услуг» определено в ст. 27 закона № 2300-I. Это дата начала и конца работы или период работы.

При нарушении сроков ст. 28 закона № 2300-I предусмотрено несколько вариантов разрешения спора:

  • исполнителю дается второй шанс (новый срок);
  • исполнитель делает скидку на свои услуги;
  • исполнитель оплачивает работу, выполненную другими лицами или самим заказчиком;
  • заказчик расторгает договор.

Претензия, содержащая 1 из перечисленных вариантов, предъявляется заказчиком в письменном виде.

Определение сроков важно для правильного исчисления неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 закона № 2300-I.

Неустойка за нарушение сроков

В соответствии с п. 5 ст. 28 закона № 2300-I неустойка за нарушение сроков рассчитывается следующим образом:

  • вычисляется размер пени за 1 день, для чего стоимость услуги умножается на 3%;
  • вычисляется полный размер неустойки путем умножения неустойки за 1 день на число дней просрочки.

Если исполнитель затягивает начало работы, пени начисляются до тех пор, пока не начнется фактическое исполнение обязательства.

Если исполнитель затягивает окончание работы, пени начисляются до ее фактического окончания.

Договором могут быть определены и другие штрафные санкции за нарушение сроков.

Некачественное оказание услуг

Если услуги оказаны некачественно, потребитель согласно ст. 29 закона № 2300-I может потребовать от исполнителя:

  • исправить все недостатки за свой счет;
  • сделать все заново;
  • уменьшить стоимость услуги;
  • оплатить расходы, понесенные заказчиком при устранении выявленных недостатков.

В 1-м случае потребитель назначает в претензии срок для устранения недостатков. Во 2-м исполнитель обязан сдать работу в тот же срок, который был назначен первоначально, либо в срочном порядке.

Во всех остальных случаях требования заказчика выполняются в течение 10 дней (ст. 31 закона № 2300-I).

Что касается недостатков, обнаруженных спустя какое-то время после принятия работы, то о сроках предъявления претензий в данной ситуации можно прочитать в статье «Максимальный срок давности по защите прав потребителей».

При нарушении срока выполнения требования потребителя исполнителю также начисляются пени (неустойка) со дня, следующего за днем исполнения обязательств по договору, и до выполнения требований потребителя (абз. 6 ч. 1 ст. 29 закона № 2300-I). Если в результате некачественно оказанной услуги потребитель понес ущерб, исполнитель возмещает и его (абз. 8 ч. 1 ст. 29 закона № 2300-I).

Если исполнитель не выполнил требования, указанные в претензии, или недостатки оказались существенными, потребитель вправе расторгнуть договор с возвратом уплаченных денег.

Подробный план действий для заказчика в случае оказания услуг ненадлежащего качества предлагает КонсультантПлюс в готовом решении. Если вы еще не имеете доступа к КонсультантПлюс, то вы можете оформить его бесплатно.

Неоказание услуг: последствия

Потребитель может отказаться от договора оказания услуг в любое время (ст. 32 закона № 2300-I). У исполнителя такой возможности нет, поскольку публичные договоры, заключаемые с потребителями, он не только обязан заключать, но и не имеет права расторгать (п. 3 ст. 424 ГК РФ, определение Конституционного суда РФ от 14.10.2004 № 391-О).

В зависимости от того, по чьей инициативе услуги не были оказаны, рассчитывается сумма, которую должен получить потребитель:

  1. Заказчик передумал пользоваться услугами компании, а она еще не начинала работу. В этом случае заказчику возвращаются все уплаченные деньги.
  2. Заказчик решил расторгнуть договор после начала оказания услуги. Ему возвращаются деньги за минусом понесенных исполнителем расходов.
  3. Исполнитель не оказывает услуги по неуважительным (непонятным) причинам. Заказчик кроме возврата оплаченных денег имеет также право взыскать неустойку.
  4. Исполнитель не оказывает услуги в силу возникших непреодолимых обстоятельств. В этом случае деньги заказчику не возвращаются (п. 4 ст. 13 закона № 2300-I).

Если исполнитель не выполняет требования, указанные в претензии (в рассматриваемом случае — не возвращает деньги), в дальнейшем суд может наложить на него штраф за невыполнение законных требований потребителя (п. 6 ст. 13 закона № 2300-I).

Таким образом, неоказание услуги по закону о защите прав потребителей может выражаться в несвоевременном, некачественном исполнении или полном отказе от выполнения обязанностей по заключенному договору исполнителем.

За нарушение сроков с исполнителя может взыскиваться неустойка, за некачественное исполнение — неустойка и возмещение убытков, а за отказ от выполнения требований претензии, в т. ч. возврата денег, — штраф.

Не заключал договор, нет квитанций, никто не прописан: ответы на главные вопросы о плате за вывоз мусора

Вопросов о платежах за вывоз мусора поступает очень много.

1. «Договор не заключал, а квитанции приходят»

Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.

Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.

Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).

Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.

Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.

Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.

Есть реальные примеры, когда плату за вывоз мусора отменяли, установив, что услуга не оказывалась (Карталинский горсуд, Челябинская область, дело 2-559/2018).

Читать еще:  Законен ли перерасчет за отсутствие установки пломбы на счетчике?

2. «Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»

Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).

Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).

Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).

А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).

3. «В квартире никто не прописан — начисляют плату за мусор»

Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).

А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.

Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.

Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).

Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).

Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).

И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).

Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.

Правомерность выставления счетов за вывоз ТКО

Региональный оператор выставил счет за 1 квартал за услуги по вывозу ТКО, которые по факту не оказывал. Официально договор с региональным оператором (бумажный носитель в «живыми» печатями и подписями) не заключался.

Правомерны ли действия регионального оператора?

Какие действия предпринять в данной ситуации?

Будут ли начисляться пени?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения ) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее Правила).

Согласно п.817. Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 85−87 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 88−816 настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 85−87 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 818. Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, Вы обязаны были направить заявку на заключение договора регоператору и убедиться всеми возможными способами в ее получении регоператором. Если регоператор проигнорировал Вашу заявку и никак не ответил Вам, то договор все равно считается заключенным по форме типового договора.

В соответствии с разделом «VI. Порядок фиксации нарушений по договору» типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156, В случае нарушения региональным оператором обязательств по оказанию услуг по вывозу отходов Вы должны были составить акт о нарушении региональным оператором обязательств и в случае, если региональный оператор продолжил бы Вас игнорировать, то направить данный акт в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти (необходимо уточнить в Вашей администрации, кто именно контролирует работу регоператора в вашем регионе).

Если Вы сделали все возможное для заключения договора с регоператором, чтобы он выполнил свои обязательства, но были вынуждены организовать вывоз ТКО самостоятельно, учитывая необходимость соблюдения санитарных норм, и у Вас есть соответствующие подтверждающие документы, то Вам удастся отстоять свою правоту в суде.

В противном случае, если Вы не предпринимали никаких шагов, предусмотренных Правилами, то Вы обязаны будете оплатить выставленный счет, потом согласовать с регоператором договор и сделать перерасчет.

Так же согласно п. 22. Типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector