Выплата по суброгации при полной гибели ТС
Суброгация по КАСКО: за все платит виновник
Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»
«Письмо счастья» или неожиданный поворот
Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .
Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.
Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Что делать, если случилось неизбежное
С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:
Срок исковой давности
Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.
Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.
Досудебное разбирательство
При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.
Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.
Претензия должна быть правильно оформлена
Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:
- Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
- Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
- Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
Другие моменты
- Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
- Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
- Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.
Коварство страховщиков
По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:
- Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
- Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
- Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
- Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.
Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.
Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.
Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:
- Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
- Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
- По возможности контролировать процесс составления калькуляции.
Не попадайтесь в ловушку
Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.
До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
16 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Выплата по суброгации при полной гибели ТС
Доброго времени суток! Моя ситуация такова: полтора года назад попал в ДТП. Виновником признан я. Автомобиль потерпевшей стороны был застрахован по ОСАГО. На условиях полной гибели ТС ему было выплачено 60% от страховой суммы за вычетом амортизационного износа. Теперь мне, соответсвенно, пришла повестка в суд, с иском от страховой компании, о возмещении ущерба в порядке суброгации. Могу ли я в этой ситуации каким-либо образом попытаться снизить сумму по суброгации? Заранее спасибо.
Ответы юристов ( 2 )
А чья страховая компания производила выплата? Ущерб был свыше 400000 т.р.?
Выплату производила СК пострадавшего. Он был застрахован оп КАСКО, я описался. Нет, ущерб менее 400 000 р.
- 9,4 рейтинг
- 10402 отзыва
Моя ситуация такова: полтора года назад попал в ДТП. Виновником признан я. Автомобиль потерпевшей стороны был застрахован по ОСАГО.
Николай
Николай, добрый вечер. Ваша ответственность по ОСАГО была застрахована?
Тут есть один нюанс, для взыскания с Вас в порядке суброгации — страховая компания должна произвести выплату по КАСКО. Если речь идет об ОСАГО — то взыскивать с виновника возможно только в порядке регресса, да и то в случаях строго оговоренных законом.
В этой связи также еще уточните, был ли у потерпевшего полис КАСКО? Оставил ли он себе годные остатки?
Прошу прощения, описался, пострадавший был застрахован по КАСКО. Я – по ОСАГО. На момент наступления страхового случая, его страховая сумма, с учетом амортизационного износа, составила 275 250,82 руб. Стоимость ремонта по предварительному расчету составила 212597,09, что превышает 75% от страховой суммы. Таким образом, авто признают конструктивно погибшим. Годные остатки он оставил себе. СК выплатила ему 60% от страховой суммы, а это 165 150,49 руб. Моя страховая покрывает 120 000 – лимит ответственности по ОСАГО, я остаюсь должен 45 150,46 руб.
Прошу прощения, описался, пострадавший был застрахован по КАСКО. Я — по ОСАГО. На момент наступления страхового случая, его страховая сумма, с учетом амортизационного износа, составила 275 250,82 руб. Стоимость ремонта по предварительному расчету составила 212597,09, что превышает 75% от страховой суммы. Таким образом, авто признают конструктивно погибшим. Годные остатки он оставил себе. СК выплатила ему 60% от страховой суммы, а это 165 150,49 руб. Моя страховая покрывает 120 000 — лимит ответственности по ОСАГО, я остаюсь должен 45 150,46 руб.
Николай
Николай, единственный момент, который может помочь снизить сумму выплаты — это перерасчет стоимости годных остатков. Соответственно, таким образом, Вы сможете доказать, что по КАСКО была выплачена большая сумма, что и позволит уменьшить Ваши расходы по суброгации.
А подскажите, когда произошло ДТП?
ДТП произошло 25.12.2014. А каким образом перерасчет повлияет на сумму? Судя по данным, которые мне предоставили в исковом заявлении, СК просто выплатила ему 60% от страховой суммы, а годные остатки он оставил себе.
ДТП произошло 25.12.2014. А каким образом перерасчет повлияет на сумму? Судя по данным, которые мне предоставили в исковом заявлении, СК просто выплатила ему 60% от страховой суммы, а годные остатки он оставил себе.
Николай
При тотале, к выплате подлежит разница между страховой стоимостью автомобиля и годными остатками.
Это даже при условии того, что владелец оставляет годные остатки себе? Просто в моем случае СК выплатила ему 60% от 275 2503,82р, а это как раз и есть 165 150,49. О годных остатках вообще нет ни единого упоминания.
Это даже при условии того, что владелец оставляет годные остатки себе?
Николай
Это как раз при этом условии. Если бы владелец отказался от годных остатков — то по КАСКО ему должны были выплатить полную страховую стоимость автомобиля.
Все, я понял. Ему же и выплатили не полную стоимость. Прошу прощения) Спасибо. То есть в суде я могу ходатайствовать о судебной экспертизе с целью проведения перерасчета стоимость годных остатков?
Все, я понял. Ему же и выплатили не полную стоимость. Прошу прощения) Спасибо
Николай
Если Вам прислали расчет выплаты, обратитесь с ним в любое экспертное учреждение, чтобы там пересчитали сумму годных остатков — если он будет больше чем в расчете, обратитесь в СК с заявлением, что Вы готовы добровольно оплатить требуемую сумму, но с учетом Вашего расчета.
также можете договориться и о рассрочке платежа. Я думаю, что СК согласиться на Ваши условия — поскольку она в таком случае может получить деньги с Вас куда быстрее, чем обращаясь в суд и взыскивая их потом через службу судебных приставов.
Видите ли, Михаил, дело в том, что СК не предлагала урегулировать данный вопрос в добровольном порядке. Сразу был подан иск в суд.
Кстати, нашел в правилах страхования данный пункт:
Страхователь может оставить ТС в своем распоряжении. При этом, если «полная гибель» на-
ступила в результате хищения или повреждения деталей, узлов и агрегатов ТС в результате про-
тивоправных действий третьих лиц или в результате нескольких страховых случаев, в числе кото-
рых были противоправные действия третьих лиц, ущерб возмещается на «Стандартных» условиях
выплаты по «полной гибели», если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если «полная ги-
бель» наступила в результате иных событий, кроме хищения деталей, узлов и агрегатов ТС в ре-
зультате противоправных действий третьих лиц, Страховщик оплачивает 60% страховой суммы
(страховая сумма определяется договором страхования в соответствии со статьей 25.1 настоящих
Правил как постоянная или изменяющаяся величина)
Как я понимаю, тут нет необходимости расчета годных остатков, так как в договоре заренее прописан процент, который будет выдан в случае полной гибели? Хотя тут же описаны “Стандартные” условия, где оплата производится за вычетом остаточной стоимости:
«Стандартные» — Страховщик возмещает ущерб в пределах страховой суммы (страховая
сумма определяется договором страхования в соответствии со статьей 25.1 настоящих Правил
как постоянная или изменяющаяся величина) и за вычетом остаточной стоимости ТС. Остатки ТС
остаются в распоряжении Страхователя. Определение остаточной стоимости ТС производится со-
ответствующей компетентной организацией (независимое автоэкспертное бюро, бюро судебной
Выплаты КАСКО при тотальной гибели авто: варианты возмещения и судебная практика
Основы добровольного страхования КАСКО подразумевают, что автотранспортное средство (ТС) может погибнуть. При этом имеется в виду экономическая нецелесообразность восстановления конструкции после повреждений. Характер тотальных повреждений может быть вызван как объективными причинами (стихийные бедствия, несчастные случаи), так и субъективными (например, ДТП, противоправные действия третьих лиц). Однако заманчивая перспектива решения проблем с погибшим или уничтоженным автомобилем за счёт страховой компании имеет массу подводных камней. Каждый полис КАСКО автомобиля, полная гибель которого предусмотрена законом, имеет индивидуальные особенности. Поэтому, прежде всего, нужно сделать анализ договора страхования и оценить перспективы получения компенсации. Нередко случается столкновение интересов страхователя и страховщика, так как каждая из сторон преследует свои финансовые цели. Для урегулирования конфликта можно подключить автоюристов, адвокатов, независимых экспертов, судей и судебных приставов. Из нашей статьи вы узнаете обо всех вариантах получения страховой компенсации за тотально погибший автомобиль, застрахованный по программе КАСКО. Полная гибель автомобиля часто случается при серьёзных ДТП.
Тотальная гибель автомобиля: понятия и определения
Полная гибель ТС представляет собой такое техническое состояние, при котором разумнее и выгоднее его утилизировать, чем отремонтировать и вернуть к жизни. При этом российское законодательство не регулирует минимальный порог и нормы для признания тотальной смерти автотранспортного средства, оставляя этот вопрос на усмотрение страховщиков. Исходя из этого, каждая страховая организация вправе устанавливать собственные нормативы и критерии для объявления автомобильной гибели. Как правило, страховщики берут во внимание следующую методику расчётов: процентное соотношение стоимости авто и суммы, которая требуется на её восстановление. Поэтому на отечественном страховом рынке КАСКО может применяться любое процентное значение в интервале от 50 до 90%. В среднем используется диапазон 65-80%.
Критерии для получения выплат при «тотале»
При полной гибели автомобиля выплаты по КАСКО учитывают следующие критерии:
- условия программы страхования.
Парадокс человеческих желаний в том, что при заключении договора добровольного страхования, мы ищем самые низкие цены, а при возникновении страхового случая мы хотим получить максимальные выгоды. В отношении тотальной гибели авто и суммы возмещения страховщик и страхователь опираются на подписанный договор и условия, которые описаны по программе страхования. Например, существует программа «Тотал–КАСКО», которая отличается от классического КАСКО конкретным перечнем страховых случаем. Только входящие в этот список причины могут стать основанием для выплаты в случае гибели автомобиля. Эта страховая программа обычно дешевле классики на 1/2 или больше. Для авто, цена которых не превышает 1 млн. рублей, а возраст не более 9 лет, часто используется программа «МИНИ-Тотал»;
- установленный в компании минимальный порог разрушения автомобиля.
Этот фактор устанавливается компанией и обсуждению, как правило, не подлежит;
- первоначальную стоимость автомобиля.
Цена указана в договоре купли-продажи и расчёту не подлежит;
- процент физического износа ТС.
При этом используется единый показатель – 1% износа за каждый месяц действия страхового договора или 13% за год. Основанием могут служить действующие правила компании;
- цена повреждений.
Для определения показателя используются экспертные заключения с подробным перечнем повреждённых деталей и рабочих деталей, которые возможно использовать в дальнейшем. Также суммируются различные расходы, связанные с демонтажом и хранением сохранённых частей.
Варианты страхового возмещения по КАСКО при полной конструктивной гибели автомобиля
После того как страховая организация официально признаёт факт конструктивной смерти автотранспорта, она может предложить автовладельцу несколько вариантов страхового возмещения ущерба. Речь может идти о выплате:
- страховой стоимости движимого имущества;
- суммы с учётом физического износа автомобиля;
- суммы, минус стоимость уцелевших элементов, запчастей, агрегатов и узлов.
Выбор самого оптимального варианта основывается на простой математике: нужно просчитать все три варианта и оценить ликвидность мероприятия. Также нужно не забывать, что при выборе первого и второго варианта выплат (вся страховая сумма или сумма за минусом износа), «убитый» автомобиль переходит в собственность страховой организации. Если собственник авто согласится на третий вариант (страховая сумма за минусом стоимости годных остатков), то машина останется во владении страхователя. Однако в ряде случаев страховая фирма может в одностороннем порядке уведомить своего клиента о том или ином способе расчёта с ним. Это происходит согласно правилам компании, с которыми дают ознакомиться перед подписанием договора.
Полная стоимость автомобиля
Страховая организация может возместить ущерб по КАСКО в полном объёме страховой суммы. Данную ситуацию можно считать самой выгодной для клиента: он получает сразу всю страховую сумму, подписывая специальное соглашение (договор абандон) об отказе от своих юридических прав на застрахованное имущество в пользу страховщика.
Выплаты с учётом износа
Полная гибель автомобиля (КАСКО страхование) признаётся уполномоченным сотрудником страховой организации. Если автовладельцу предлагается вариант выплаты с учётом изношенности автомобиля, он должен знать формулу расчётов:
То есть, если гибель движимого имущества случилась в самом начале действия полиса, то выгода автовладельца будет очевидной.
Допустим, что авто застраховано на 1 млн. 200 тысяч рублей. Если гибель ТС определена в течение второго месяца действия КАСКО-договора, то автовладелец потеряет всего 24 000 рублей и получит сумму 1 млн. 176 000 российских денежных единиц.
Допустим, что при той же сумме страховки в 1 млн. 200 000 рублей страховой случай случился на последнем месяце годового договора. Значит, что страхователь потеряет 12 %, а именно — 144 000 рублей. Он получит 1 млн. 56 000 рублей. В отдельных случаях можно лишиться и 13% от страховой суммы, когда показатель прописан в действующих правилах страховой компании. Это значит, что автовладелец получит на руки только 1 млн. 44 000 рублей.
Годные остатки
Самым спорным и неоднозначным вариантом получения страховой компенсации при конструктивном крахе автомобиля является метод «страховая сумма минус стоимость годных остатков и амортизация». Право собственности на повреждённое имущество сохраняется за автовлалельцем. Он получает возможность продать уцелевшие детали на авторынке и выручить определённую сумму денег. При этом нужно понимать, что нельзя продавать автотранспорт и его части если идёт судебное слушание.
Этот вариант приемлем для тех людей, которые заинтересованы в самостоятельном ремонте (восстановлении) повреждённого авто или если автомобиль куплен в кредит. При этом если машина находится в залоге у банка, то автовладелец должен понимать, что выгодоприобретателем назначен банк: компенсационная выплата уйдет в пользу банка. В этом случае может быть выгодным использовать этот способ расчётов между страхователем и страховщиком.
Алгоритм действий № 1:
- автовладелец обращается в отдел по урегулированию убытков страховщика с письменным заявлением;
- прикладывает копию технического заключения независимого эксперта о стоимости авто и его годных частей;
- если страховщик и страхователь не находят компромисса по стоимости имущества, автовладелец имеет право оспорить мнение страховой компании через судебные органы.
Алгоритм действий № 2:
- автовладелец дожидается документов от страховщика с калькуляцией годных частей своего авто;
- выразить письменно свое несогласие с калькуляцией;
- получить результаты экспертного заключения;
- предъявить в страховую компанию претензию на основе тех. заключения независимого эксперта;
- в случае несогласия обратиться в судебные органы.
Судебная практика при тотальной гибели автомобиля
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2016 г. N 14-КГ16-21 Суд оставил без изменения судебные акты о возмещении ущерба в порядке суброгации, поскольку на основании договора страхования страховщик выплатил страховое возмещение, в связи с чем к нему перешло право требования в порядке суброгации к причинителю вреда
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Момотова В.В.,
судей Романовского С.В. и Гетман Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску общества с ограниченной ответственностью “Зетта Страхование”
о возмещении ущерба в порядке суброгации
по кассационной жалобе Сычева М.A.
на решение Павловского районного суда Воронежской области от 23 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., выслушав объяснения Сычева М.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО “Зетта Страхование” Гришиной Е.А., просившей оставить судебные постановления в силе, установила:
ООО “Зетта Страхование” (далее – страховщик) обратилось в суд с иском к Сычеву М.А. о возмещении ущерба в порядке суброгации.
В обоснование исковых требований страховщик указал, что 30 апреля 2013 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей . ” под управлением Сычева М.А. и “. ” под управлением В. Виновным в указанном дорожно-транспортном происшествии признан Сычев М.А.
На момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль “Фольксваген Поло” был застрахован страховщиком (прежнее наименование ООО СК “Цюрих”) по договору страхования транспортных средств по риску “КАСКО”, включающему в себя страховое покрытие ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, принадлежащего В. составила 246 164 руб. 50 коп. и была выплачена страховщиком на основании указанного выше договора страхования.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Воронежа от 31 марта 2014 г. с ООО СК “Цюрих” в пользу В. в том числе, взыскана сумма ущерба в виде утраты товарной стоимости транспортного средства в размере 17 360 руб.
Принимая во внимание выплату ООО “БИН Страхование”, в котором была застрахована гражданская ответственность Сычева М.А., по полису ОСАГО страхового возмещения в размере 120 000 руб. в пользу СК “Цюрих”, истец просил взыскать ущерб в порядке суброгации с причинителя вреда Сычева М. А.
Решением Павловского районного суда Воронежской области от 23 ноября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 марта 2016 г., иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Сычев М.А. просит отменить названные судебные акты.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения относительно кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не выявлено.
Как установлено судом, 11 августа 2012 г. ООО СК “Цюрих” (принципал) и ООО “ГАУС” заключили агентский договор, согласно которому ООО “ГАУС” (агент) обязуется за вознаграждение совершить от имени и за счет принципала юридические и иные действия в соответствии с условиями договора и полномочиями, предоставленными доверенностью.
5 апреля 2013 г. между В. и страховщиком заключен договор страхования транспортного средства по программе страхования “КАСКО” (хищение, ущерб) со страховой суммой 500 000 руб. сроком на 1 год (полис . N . ). Указанный договор вступает в силу с момента единовременной уплаты страховой премии.
В соответствии с условиями договора страхования В. произвел оплату страховой премии в размере 22 696 руб. в кассу агента, что подтверждается квитанцией об оплате от 5 апреля 2013 г.
Таким образом, договор страхования начал действовать с 5 апреля 2013 г.
В дополнение к договору страхования по согласованию сторон с В. было заключено дополнительное соглашение по программе “Оптимальное КАСКО”, являющееся неотъемлемой частью договора страхования, в котором обозначены условия применения безусловной франшизы по риску “Ущерб”.
Франшиза в КАСКО – это часть ущерба по страховке, которую при наступлении страхового случая владелец возмещает самостоятельно. В данном случае это фиксированная страховая сумма в размере 21 427 руб. Владелец транспортного средства обязуется компенсировать определенную сумму при наступлении страхового случая. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной суммы.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения владелец транспортного средства вправе отменить действие указанной в полисе безусловной франшизы в течение всего срока действия, оплатив указанную дополнительную страховую премию размере 21 427 руб. В этом случае (при наличии квитанции об оплате) возмещение ущерба производится страховщиком в полном объеме.
Вишневицкий М.В. в рамках дополнительного соглашения произвел оплату безусловной франшизы в размере 21 427, что подтверждается квитанцией об оплате от 7 мая 2013 г.
30 апреля 2013 г. по вине Сычева М.А. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю . В. причинены механические повреждения, страховщик признал событие страховым случаем и на основании договора страхования выплатил страховое возмещение.
Возражая против иска, Сычев М.А. указал на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия договор страхования от 5 апреля 2013 г. в полном объеме не действовал, а потому страховое возмещение по указанному договору не подлежало выплате страховой компанией и не могло быть взыскано в порядке суброгации с него.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку страховщик на основании договора страхования выплатил страховое возмещение, то к нему перешло право требования в порядке суброгации к причинителю вреда Сычеву М.А.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, указал также на то, что довод Сычева М.А. о незаключенности договора страхования между В. и страхователем является несостоятельным, поскольку стороны исполнили условия данного договора и с требованиями о его оспаривании не обращались.
В соответствии со статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
Если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя), страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.
Из данной статьи следует, что лицо, ответственное за убытки, вправе представлять страховщику, выплатившему страховое возмещение, возражения относительно имевшего место страхового случая, но не относительно правоотношений по страхованию между страховщиком и застрахованным им лицом.
В связи с этим возражения Сычева М.А., высказанные при рассмотрении дела и содержащиеся в кассационной жалобе о том, что на момент дорожно-транспортного происшествия договор страхования от 5 апреля 2013 г. был заключен с условием применения безусловной франшизы и потому у страховщика отсутствовали основания для выплаты Вишневицкому М.В. страхового возмещения в полном размере, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для освобождения ответчика от выплаты им страхового возмещения в порядке суброгации, поскольку эти возражения не относятся к обстоятельствам, связанным со страховым случаем, в частности, с наличием вины Сычева М.А., спором о размере ущерба, причиненного потерпевшему.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было, в связи с чем обжалуемые постановления следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Павловского районного суда Воронежской области от 23 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 марта 2016 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий | Момотов В.В. |
Судьи | Романовский С.В. |
Гетман Е.С. |
Обзор документа
Применительно к спору о взыскании с виновника ДТП в пользу страховщика ущерба в порядке суброгации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила следующее.
Ответственное за убытки лицо вправе представлять страховщику, выплатившему страховое возмещение, возражения относительно страхового случая, но не относительно правоотношений по страхованию между страховщиком и застрахованным лицом.
Возражения, касающиеся безусловной франшизы, не связаны со страховым случаем.
Франшиза в каско – это часть ущерба по страховке, которую при наступлении страхового случая владелец возмещает самостоятельно.
При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной суммы.
Что такое полная гибель автомобиля по ОСАГО?
После аварии, что неудивительно, машины остаются в очень испорченном состоянии. Страховая компания может установить полную гибель автомобиля по ОСАГО (иначе тотал) при повреждениях, составляющих от 65 до 80%. По ОСАГО машина признаётся «погибшей», если цена ремонта равна или больше цены транспортного средства на момент страхового случая.
Например, до аварии ваш автомобиль (с учётом того, что эксплуатировался) стоил 300 тыс. руб. Для его ремонта после ДТП потребуется 350 тыс. руб. Значит, можно считать, что автомобиль не подлежит восстановлению, это и есть его полная гибель. Страховая компания в таком случае выплатит вам стоимость автомобиля до аварии, уменьшенную на цену оставшихся пригодными к дальнейшему использованию запчастей. То есть если годные запчасти стоят 30 тыс. руб., то вы получите 300 тыс. — 30 тыс. руб. = 270 тыс. руб. В интересах СК оказывается значительно понизить страховую сумму, для этого они завышают стоимость оставшихся запчастей.
Еще один способ решить проблему — передать погибший автомобиль в пользу СК и получить полную страховую сумму. Когда речь идет о дорогом автомобиле, складывается иная ситуация. Полная страховая сумма по ОСАГО составляет 400 тыс.руб. (для всех). В таком случае, если машина стоила 900 тыс. руб, ее ремонт после ДТП будет стоить 930 тыс.руб., а цена годных запчастей равна 300 тыс. руб.(900000 — 300000 = 600000), то СК в лучшем случае выплатит всего 400 тыс. руб. вместо предполагаемых 600 тыс., а оставшуюся сумму придется взыскивать с виновника ДТП уже через суд.
Важно: после пожара годных запчастей практически не остается, СК выплачивает страховую сумму в полном размере по стоимости авто на момент наступления страхового случая.
Полная гибель автомобиля по ОСАГО
Методы признания смерти авто регулируются с помощью Единой Методики, утвержденной Банком РФ. Заключение о гибели транспортного средства может выдавать эксперт-техник, который оценивает сумму ущерба имущества и подписывает экспертное заключение. Он работает в интересах фирмы-страховщика, поэтому и его выводы могут не вполне соответствовать действительности.
Если владелец не согласен с решением о полной гибели его авто, то имеет право:
- предоставить в суд доказательства о реальной возможности восстановления автомобиля;
- провести независимую экспертную оценку, и, если выводы экспертов не совпадают, требовать возмещения разницы оценок через суд;
- при полной гибели авто требовать точной рыночной оценки оставшихся пригодными запчастей;
- имея на руках договор с ОСАГО, лучше отказаться от имущественных прав на свою машину в пользу страховщика.
Полная техническая гибель автомобиля наступает, если его ремонт без учета износа дороже или равен его рыночной цене на момент возникновения аварийной ситуации. Рыночную стоимость нового автомобиля определить легко — чеки и договор станут доказательствами. Стоимость ремонта старого транспортного средства наверняка превысит его рыночную цену на момент ДТП, а годные запчасти с учетом их износа вообще не имеют высокой ценности. Интересы страховщика в этом варианте заключаются в существенном занижении рыночной цены машины.
Как платится ОСАГО, если наступает полная гибель машины
По утвержденным законодательством РФ правилам величина страховых выплат за погибший автомобиль должна соответствовать полной стоимости транспортного средства на момент произошедшей ситуации. Никаких вычетов из этой суммы не предусмотрено, однако страховщики всеми способами стараются занизить сумму выплат страхователю. Именно поэтому независимая экспертиза необходима.
Справка: во многих случаях клиент получает сумму, которой будет не достаточно для погашения долга по кредиту за автомобиль. Страховщик при этом получает авто, которое может восстановить и продать.
Выплата страхового возмещения зависит от решения страхователя. У него есть два различных решения:
- Получить полную страховую сумму, передав свой погибший автомобиль в распоряжение страховщика.
- Получить страховую сумму за вычетом амортизации авто и цены годных запчастей, оставив аварийную машину в своей собственности.
Максимальная величина страхового возмещения составляет 400 тыс. руб., причем в эту сумму не засчитывается износ автомобиля или стоимость его ремонта. Страхователь может отдать свой разбитый автомобиль страховщику без его одобрения. Согласно новому закону об ОСАГО страховое возмещение можно заменить ремонтом авто, во время которого компания экономит, используя бывшие в употреблении детали. Это противозаконно и может происходить только с письменного разрешения пострадавшего.
Для ремонта авто после аварии требуется покупка запчастей и расходных материалов, а также оплата услуг механиков, эвакуатора и за хранение транспортного средства до его осмотра и экспертизы. Учитывается также цена расходных материалов и лакокрасочных покрытий. Иногда эксперт признает повреждение как не относящееся к данному ДТП, поэтому в страховую сумму стоимость этой детали не вносят. В том случае, если в ДТП пострадал человек, может быть взыскан еще и моральный ущерб.
Заводы-изготовители устанавливают нормативы на все проводимые в автосервисах работы, рассчитываемые в нормо-часах. Стоимость работы определяется путем умножения стоимости нормо-часа на время проведения стандартной операции. Таким образом можно рассчитать, сколько будут стоить услуги механиков.
Для получения полной суммы ущерба по страховому полису вы обязаны написать заявление и вручить его лично страховщику. Сделайте копию этого заявления. На нем сотрудник компании должен поставить пометку о дате получения заявления и поставить свою подпись.
Когда страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля?
В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто. Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты. Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.
Если вы уверены в том, что страховая компания сознательно принижает величину выплачиваемых денег, то следует обратиться к опытным юристам, которые подскажут, как быть в этой ситуации. Обязательным условием будет привлечение к разрешению этого спорного вопроса независимых экспертов.
Особенно выгодно фирмам-страховщикам признавать конструктивную гибель почти новых автомобилей. Запчасти к ним очень дорогие, а выплаты производятся по схеме: рыночная стоимость минус стоимость пригодных запасных частей. Исключением могут оказаться лишь совершенно новые авто, на покупку которых есть чеки и договора.
Все действия страховой компании имеют определенный регламент. Страховщик может значительно оттягивать момент окончательного решения, ссылаясь на проведение дополнительных экспертиз или затягивание работ автосервиса по уточнению диагностики повреждений. СК может предлагать заключить дополнительные соглашения о продаже аварийного авто третьим лицам, но соглашаться на это нельзя, так как в суде вам нечего будет предъявить — вы ведь сами согласились!
Если остались годные детали автомобиля
Годные детали автомобиля после ДТП — это запчасти и агрегаты, которые вы можете использовать для ремонта другого такого же автомобиля или продать. Как уже было сказано, страхователь имеет право полностью отказаться от них в пользу страховщика, либо оставить их себе. Страховщики различными способами стараются завысить стоимость этих остатков, чтобы значительно уменьшить сумму страховых выплат. В ход идут все возможные способы:
- продажа оставшихся запчастей через аукцион, где подставное лицо специально повышает стоимость каждого лота;
- признает годными те агрегаты, которые не подлежат восстановлению;
- назначает заведомо завышенные цены на оставшиеся детали и узлы.
Страховое возмещение значительно занижается и вы уже не сможете приобрести себе подобный автомобиль. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует обратиться к специалисту — эксперту, который определит пригодность каждой детали, агрегата и узла, а также их рыночную стоимость на момент аварии.
В крайнем случае вы можете самостоятельно продать остатки своего автомобиля. Битые машины хорошо покупают перекупщики. Еще один выход из ситуации — использовать аварийное транспортное средство в качестве донора для другого подобного автомобиля.
Полезное видео
Ниже вы можете больше ознакомиться с восстановлением автомобиля
Заключение
Автомобиль после ДТП требует тщательного осмотра независимым экспертом. Если автомобиль признан не подлежащим восстановлению (или погибшим), вы имеете право на полное возмещение его стоимости на момент аварии. При подписании договора обратите особое внимание, не занижен ли процент повреждений, при котором признается гибель авто. Внимательно изучите все пункты договора, особенно те, которые связаны с возможными выплатами. Если есть что-либо не понятное, требуйте разъяснений.
Если ваш автомобиль можно отремонтировать за 30-50% от его стоимости, имеет смысл получить по полису ОСАГО стоимость годных остатков. Расчет суммы убытков страхователя законодательно не утвержден.
В интересах страховщика максимально уменьшить выплаты по возмещению его ущерба. Для этого они используют все доступные методы. Будьте готовы вынести серьезное решение — отдавать свое транспортное средство СК или нет, от этого тоже зависит сумма причитающихся вам выплат.
Судебные дела по таким вопросам решаются быстро и в основном в пользу страхователя. Страховщик в этом случае оплачивает все судебные издержки и назначенную судом сумму выплат по полису.
justice pro…
юридическая помощь
Полная гибель автомобиля или ремонт: «тотал» по ОСАГО и вне страхового урегулирования
Решение о полной гибели автомобиля или возможности восстановительного ремонта влияет на размер страхового возмещения по ОСАГО и в рамках взыскания ущерба с виновника ДТП. Выясним, когда признается «тотал» по ОСАГО и полная гибель ТС в споре с виновником аварии с примерами из судебной практики.
Как известно, потерпевший в ДТП имеет право возместить реальный ущерб, т.е. расходы в результате гибели или повреждения своего автомобиля. К реальному ущербу также относится утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате ДТП (при определении величины ущерба в случае полной гибели ТС УТС не учитывается).
Полная гибель автомобиля по ОСАГО: закон
Полная гибель автомобиля признается не только в случае, когда автомобиль невозможно отремонтировать из-за существенных конструктивных повреждений. Согласно пункту 18 статьи 12 Закона об ОСАГО под полной гибелью транспортного средства понимаются случаи, при которых
- ремонт поврежденного имущества невозможен
- либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.
Здесь может возникнуть вопрос, какую стоимость ремонта учитывают для определения «тотала» по ОСАГО: с учетом износа или без учета износа. Для определения размера расходов на восстановительный ремонт в рамках ОСАГО проводится независимая техническая экспертиза с использованием единой методики, которая утверждается Банком России. Вот о чем говорит пункт 6.1 «Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (Приложение к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П):
При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта, о гибели и величине стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия равной средней стоимости аналога на указанную дату по данным имеющихся информационно-справочных материалов, содержащих сведения о средней стоимости транспортного средства, прямая адресная ссылка на которые должна присутствовать в экспертном заключении. Сравнению подлежат стоимость восстановительного ремонта, рассчитанная без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, и средняя стоимость аналога транспортного средства. Проведение восстановительного ремонта признается нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия (стоимость аналога).
Отметим, что Решением Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N АКПИ18-877 пункт 6.1 единой методики признан не противоречащим действующему законодательству.
Размер выплаты при полной гибели автомобиля по ОСАГО
Согласно п. 18 ст. 12 Закона об ОСАГО в случае полной гибели автомобиля размер подлежащих возмещению страховщиком убытков определяется в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. При тотальной гибели автомобиля по ОСАГО его остатки остаются у владельца ТС.
Полная гибель транспортного средства по ОСАГО: судебная практика
Если ответственность виновника ДТП застрахована по ОСАГО, то потерпевший в ДТП может получить страховое возмещение (даже если сам потерпевший без страховки или не вписан в полис ОСАГО).
В том случае, когда сумма страхового возмещения не устраивает потерпевшего, он после подачи досудебной претензии страховщику, имеет право обратиться в суд. Вот пример из практики, когда страховая компания существенно занизила страховую выплату. Не согласившись с размером страхового возмещения (36300 руб.), потерпевший обратился в суд. На основании результатов судебной экспертизы была установлена гибель транспортного средства (стоимость восстановительного ремонта без учета износа 529 618,40 руб., рыночная стоимость автомобиля 516 666 руб.). Суд признал, что обязательства страховой компанией не исполнены полностью и взысканию в пользу истца подлежит страховое возмещение с учетом произведенной выплаты в сумме 363 700 руб. (Решение Ленинского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 22 октября 2018 г. по делу № 2-10905/2018).
Отметим, что не всегда размер страхового возмещения по результатам независимой экспертизы, проводимой страховщиком, занижен. Так, потерпевший обратился в суд за взысканием со страховой компании страхового возмещения в размере разнице между убытками, определенными по результатам независимой экспертизы (была установлена полная гибель ТС), проведенной потерпевшим, и убытками, определенными по результатам независимой экспертизы страховщика. Однако судебная экспертиза определила рыночную стоимость автомобиля в меньшем размере (по сравнению с заключением экспертизы потерпевшего и даже экспертизы страховщика). В результате в удовлетворении исковых требований потерпевшего в части взыскания страхового возмещения было отказано (Решение Псковского городского суда (Псковская область) от 22 октября 2018 г. по делу № 2-2025/2018).
Возможны ситуации, когда потерпевший просит суд взыскать со страховой компании в его пользу невыплаченное страховое возмещение исходя из стоимости восстановительного ремонта. Но после проведения судебной экспертизы признается полная гибель автомобиля, в результате чего взыскиваемая сумма может снизиться (Ленинский районный суд г. Воронежа (Воронежская область) от 13 сентября 2018 г. по делу № 2-2962/2018).
Полную гибель автомобиля могут признать не только в случае, когда ремонт невозможен, но также в случае экономической нецелесообразности
Взыскание с виновника ДТП ущерба при гибели ТС
В случае, когда ответственность виновника ДТП не застрахована, потерпевший имеет право для возмещения ущерба подать в суд на виновника ДТП. Так, потерпевший просил взыскать в свою пользу стоимость восстановительного ремонта, т.к. он был намерен полностью восстановить свой автомобиль в состояние, в котором тот находился до повреждения в результате ДТП. Однако суд, основываясь на результаты судебной экспертизы, принял решение об уничтожении автомобиля потерпевшего (наступила полная гибель транспортного средства). При этом суд руководствовался Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П, согласно которому размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред. Суд посчитал, что восстановление автомобиля явно нецелесообразно в связи со значительным повреждением деталей двигателя и сопутствующих агрегатов и деталей кузова. И, как следствие, удовлетворение иска по доводам истца по мнению суда явно привело бы к весьма значительному улучшению его автомобиля, что повлекло бы существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет причинившего вред ответчика, либо позволило бы истцу приобрести два и более аналогичных автомобилей вместо одного поврежденного. Суд пришел к выводу, что автомобиль потерпевшего считается уничтоженным (наступила полная гибель ТС) (Решение Первомайского районного суда г. Омска (Омская область) от 11 октября 2018 г. по делу № 2-2169/2018).
Отметим, что в случае взыскания ущерба по ДТП вне страхового урегулирования (например, когда у виновника ДТП нет страховки, в том числе в случае наличия поддельной страховки), могла применяться другая методика проведения экспертизы. Так, ранее согласно методическим рекомендациям «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (Методические рекомендации для судебных экспертов)» (прекратили действие с 1 января 2019 г.в связи с вступлением в силу «Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» от 1 января 2018 года) под полной гибелью автомобиля (полным уничтожением) понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80 % его стоимости на момент повреждения (Решение Калужского районного суда (Калужская область) от 3 сентября 2018 г. по делу № 2-5985/2018).
По вопросу недостаточности страхового возмещения и/или взыскания ущерба с виновника ДТП, Вы можете обратиться к специалистам настоящего проекта за юридической консультацией. Помощь окажут участники и партнеры проекта — практикующие юристы, имеющие большой опыт в данной сфере правоотношений.
Если автомобиль в ДТП получил повреждения и по результатам экспертизы определена невозможность ремонта или его экономическая нецелесообразность, то может быть установлена полная гибель автомобиля. Если потерпевший не согласен с размером ущерба в этом случае, то за защитой своих нарушенных прав он может обратиться в суд.