Как осуществлять выплаты организации за ДТП на служебном автомобиле?
Публикации
О компании
Пресс-центр
Карьера
Контакты
Кабинет клиента
ENG
РУС
FIN
Главная
Пресс-центр
Публикации
ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
Информация и связи
ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
Автор: Анастасия Кузьмина
Услуги: Арбитраж и внесудебное разрешение споров, Трудовое право
Дата: 24.07.2017
Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика
Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.
Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.
Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.
Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте. В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки. Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.
Работника оштрафовали за нарушение ПДД
Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.
Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика
Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).
Таким образом, постановление о привлечении работника к административной ответственности за нарушение ПДД позволяет взыскать с него полную стоимость ремонта автомобиля компании.
Работник был пьян в момент ДТП
ДТП происходит по разным причинам, в том числе из-за состояния алкогольного опьянения. Однако иногда работники избегают административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Например, работник может оспорить наказание из-за процессуальных ошибок инспектора ГИБДД. Тогда у компании не будет на руках постановления, которое позволит взыскать полную стоимость ремонта автомобиля.
Если документа из ГИБДД нет, используйте в суде аргумент о том, что работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Это подтвердит акт освидетельствования, который составит инспектор ГИБДД или врач. Поскольку опьянение зафиксировали уполномоченные должностные лица, работник должен оплатить ремонт.
Судебная практика
Работник попал в ДТП на служебном автомобиле. Работодатель потребовал взыскать с него стоимость ремонта автомобиля. Он обратил внимание, что в момент ДТП работник находился в состоянии алкогольного опьянения. Работник оспаривал это тем, что к административной ответственности его не привлекли. Суд встал на сторону работодателя. Работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Значит, возмещает полную стоимость ремонта (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2015 № 33-973/2015 по делу № 2-806/2014).
Итак, работник будет возмещать ущерб, даже если к административной ответственности его не привлекли или он оспорил штраф. Главное, чтобы у вас на руках были доказательства того, что в момент аварии он находился в алкогольном опьянении.
Работнику назначили уголовное наказание
Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:
– он примерится с потерпевшим;
– истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.
Судебная практика
Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015).
Обратите внимание, что с 15.07.2017 суд вправе прекратить уголовное дело в связи с назначением лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (ст. 25.1 УК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ).
Назначение штрафа не равносильно обвинительному приговору. Поэтому компания не сможет взыскать с работника ущерб в полном размере (апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.05.2017 по делу № 11-4750/2017). Максимум – работник возместит компании ущерб в размере среднего заработка.
Как отбить претензии налоговиков
Налог на добавленную стоимость
Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.
Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.
Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).
Налог на прибыль организаций
Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.
Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).
Налог на доходы физических лиц
У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).
Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?
Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.
Что делать, если попал в аварию на служебной машине
Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:
включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
не менять положение поврежденных ТС;
вызвать сотрудников ГИБДД;
позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
в документе так же должна быть информация о свидетелях;
если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.
Какая ответственность за ДТП
Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.
В рабочее время
Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:
Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:
Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.
Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.
Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.
В нерабочее время
Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:
Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.
Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.
Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:
Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.
Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных
Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.
Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.
О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:
Если вина обоюдная
Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.
Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.
ДТП на служебном автомобиле
Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.
ДТП на служебной машине, кто возмещает ущерб
Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.
Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.
ДТП на служебной машине и страхование авто
В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.
Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.
Некоторые юридические аспекты ситуации
Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара. Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.
При этом необходимо учитывать следующие нюансы:
под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
если работник совершил ДТП на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.
Вред, причиненный происшествием на дороге
Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.
Привлечение виновного лица к ответственности
В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:
объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
субъективная сторона (наличие вины).
В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.
Исключением являются следующие случаи когда:
происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.
Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:
при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.
Также не помешает:
В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.
Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности. Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.
Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон
Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.
Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.
Нужна помощь юриста? Заполните форму ниже!
дтп автомобиль принадлежит организации
Наличие автопарка у компании предполагает наложение дополнительных обязанностей и ответственности на работодателя. Что ждет последнего, если произошло ДТП с участием его работника на корпоративном автомобиле?
дтп автомобиль принадлежит юридическому лицу
Водителю, а также владельцу корпоративного автотранспорта, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, необходимо помнить, что теперь им предстоят многочисленные встречи не только с сотрудниками ГИБДД, но и с потерпевшей/виновной стороной, а также представителями страховой компании.
Сразу после ДТП помимо действий, продиктованных требованиями ПДД, следующим шагом сотрудника (водителя) должен стать звонок в страховую компанию и своему работодателю.
До приезда полиции, дабы не терять время даром, рекомендуется переписать данные страховых полисов иных участников ДТП (в целях последующего обращения за страховым возмещением). По приезде полиции участникам ДТП будет предложено дать письменные пояснения по событию ДТП. Сотрудники полиции должны составить и передать справки о ДТП каждому участнику. Поскольку утвержденный бланк справки предусматривает обязательное проставление оттиска углового штампа, который отсутствует у выездного наряда, в скорейшее время участнику аварии надлежит явиться в территориальное подразделение ГИБДД по месту ДТП для его проставления. Дополнительно к справке в ГИБДД каждым участником получается заверенная копия соответствующего административного постановления/определения.
Рассмотрим ряд ситуаций, когда работник признан виновником/потерпевшим ДТП, а также условия, от которых зависят страховые выплаты.
Ситуация 1 (идеальная). Вне зависимости от виновника ДТП все его участники, застрахованные не только по ОСАГО, но и по КАСКО, получают полное возмещение затрат по ремонту/замене автомобиля у своих страховых компаний. Под заменой имеется в виду компенсация полной стоимости автомобиля с учетом амортизации/износа в случае невозможности восстановления.
Ситуация 2. Работник признан виновником ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису КАСКО, у потерпевшего – полис ОСАГО.
В данном случае затраты работодателя на ремонт/замену автомобиля будут полностью возмещены. Затраты потерпевшего на ремонт автомобиля страховая компания будет возмещать исключительно в пределах установленного лимита 120000 руб. (п. “в” ст. 7 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), за исключением пакета дополнительного страхования (расширения) автогражданской ответственности. Если независимый оценщик ущерб потерпевшего оценит на сумму свыше 120000 руб., данная разница подлежит компенсации владельцем источника повышенной опасности, коим в любом случае признается работодатель. При этом не имеет значения, на каком праве у компании находится автомобиль (собственности, аренды, лизинга).
Работник в этих взаимоотношениях не участвует, его ответственность перед работодателем за причиненный ущерб наступает по п. 6 ст. 243 ТК РФ, предусматривающему полную материальную ответственность “в случае причинения ущерба в результате административного проступка”.
Ситуация 3. Работник признан виновником ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису ОСАГО, у потерпевшего – полис КАСКО.
В этом случае затраты по ремонту/замене автомобиля виновника несет исключительно работодатель. При этом следует учесть, что затраты по ремонту/замене автомобиля потерпевшего в пределах установленного лимита 120000 руб. возместит страховая компания виновника, а в случае превышения указанного лимита разницу страховая компания потерпевшего будет взыскивать с работодателя виновника как владельца источника повышенной опасности. Стоит ли добавлять, что ответственность работника перед работодателем по ст. 243 ТК РФ сохраняется.
Ситуация 4. Работник признан виновником ДТП, автомобиль застрахован работодателем только по полису ОСАГО, у потерпевшего – тоже полис ОСАГО.
Все затраты по ремонту/замене автомобиля виновника несет работодатель. Затраты по ремонту/замене автомобиля потерпевшего в пределах установленного лимита 120000 руб. возместит страховая компания виновника, а в случае превышения указанного лимита разницу потерпевший самостоятельно будет взыскивать с работодателя виновника ДТП?
Ситуация 5. Работник – потерпевший в ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису КАСКО, у виновника – полис ОСАГО.
По результатам представления полного пакета необходимых документов работодатель не несет никаких затрат, все возмещает его страховая компания.
Ситуация 6. Работник – потерпевший в ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису ОСАГО, у виновника – полис КАСКО.
Затраты по ремонту/замене автомобиля работодателя в пределах установленного лимита 120000 руб. возместит страховая компания виновника, а в случае превышения указанного лимита разницу работодателю придется взыскивать самостоятельно с виновника ДТП.
Ситуация 7. Работник – потерпевший в ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису ОСАГО, у виновника – полис ОСАГО.
Последствия наступают по аналогии с ситуацией 6.
Как видно из приведенных выше ситуаций, меньше всего временных и денежных затрат работодатель несет в случаях, когда он своевременно обезопасил свое имущество, застраховав его по полису КАСКО.
Следует отметить, что ответственность работника перед работодателем за причиненный ущерб по п. 6 ст. 243 ТК РФ наступает только в случае признания работника виновником ДТП. Если повреждения автомобилю нанесены в отсутствие работника (например, на парковке), то нести расходы на ремонт будет либо компания, либо страховая компания (при наличии полиса КАСКО), работник при этом ответственности не несет.
Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация
Возможно ли взыскание ущерба с работника при ДТП
Что грозит сотруднику, ставшему виновником ДТП на автомобиле организации
Если ли разница, в рабочее или свободное время произошла авария, а также другие нюансы этого вопроса
О чень напряжённые всегда бывают ситуации при столкновении машин, особенно если их больше двух или же одна из машин принадлежит юридическому лицу.
Что в этом случае делать сотруднику этой организации? Какова будет ответственность за нарушения? Каким образом оценит организация нанесённый ей ущерб, и будет ли работник выплачивать сумму за ремонт авто? Эти и другие вопросы мы разберём далее в статье.
Какова ответственность водителя
Если вред был причинён в рабочее время, то работодатель обязан возместить причинённый в результате ДТП ущерб. Эта информация регламентируется п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ.
В рабочее время
Если водитель попал в аварию на служебном автомобиле, на который был заключен договор ОСАГО и/или КАСКО, то эта ситуация очень проста для анализа. Выплаты будут максимальными по договору.
до 400 тысяч рублей, если вред только материального плана;
до 500 тысяч рублей, если вред причинён пассажирам или пешеходам.
Если сумма ремонта автомобилей больше, чем устанавливает лимит по закону или договору, то разницу выплачивает собственник автомобиля, то есть юридическое лицо в соответствии со ст. 1072 ГК РФ.
Работодатель и сотрудник уже разбираются между собой сами. Все условия по выплатам в такой ситуации должны быть включены в трудовой договор или дополнительные соглашения, которые были подписаны сторонами при передаче машины сотруднику в пользование. Организация может заставить сотрудника возместить ущерб по своему усмотрению.
Ситуация складывается иначе, если попавший в аварию автомобиль не был застрахован. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ ответственность будет возложена на фактического собственника, то есть юридическое лицо. Сотрудник данной организации участвовать в делопроизводстве уже не будет.
Но организация имеет полное право подать иск в отношении сотрудника на возмещение материального ущерба, если будет установлен факт нарушения правил ПДД повлекших за собой аварию. Чаще всего практикуется вариант, когда организация полностью погашает стоимость ремонта пострадавшего автомобиля, а сотрудник с каждой зарплаты выплачивает долг работодателю.
Самая простая ситуация, когда водитель служебного автомобиля невиновен. В этом случае оплачивать ремонт авто будет страховая компания нарушителя. А работодатель никакие взыскания с сотрудника не производит.
Что если время нерабочее
Чаще всего служебный автомобиль отдаётся сотруднику в постоянное пользование, а не только на время рабочего дня. Соответственно и авария может произойти далеко не в рабочее время.
В соответствии с законодательством, все необходимые выплаты будут произведены работодателем виновного водителя. Но после этого предприятие может подать иск в отношении сотрудника о возмещении всех выплат. Предприятие может потребовать компенсации как полной суммы выплат по аварии, так и запросить материальную компенсацию или материальный ущерб.
С компенсацией полной стоимости ущерба всё просто. Сотрудник, посредством частичных выплат (вычетов) из заработной платы, погашает долг или же одним платежом. Кроме того он обязан отремонтировать служебную машину.
Сложнее дела обстоят с материальной компенсацией. Так как автомобиль это одно из средств получения прибыли организации, то в случае его неиспользования или простоя, хуже – поломки, организация несёт убытки или не получает прибыль, на которую изначально рассчитывала. Эта сумма, на которую рассчитывала организация, может быть взыскана в данном случае с виновного сотрудника. Её сумма может быть определена как 2/3 тарифной ставки. Данная сумма необязательна для востребования с сотрудника, её взыскание основывается на интересах работодателя.
Если в ситуации ДТП сотрудник компании и одновременно водитель находился в состоянии какого-либо опьянения, неважно наркотического или алкогольного, то весь нанесённый ущерб обязан выплатить именно сотрудник.
Всегда ответственность в случае аварии со служебным автомобилем будет ложиться на юридическое лицо, если её работник в это время был за рулём и нарушил правила. Если в случае аварии были жертвы, то родственники погибшего предъявят иск компании, а не водителю.
Возможны ли регрессные требования к работнику?
Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.
То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.
Сумма будет выплачена при условии:
количество имущества предприятия было уменьшено;
состояние имущества стало значительно хуже;
были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.
Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.
Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.
Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:
если совершено уголовное или административное правонарушение;
работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.
В соответствии ст. 241 ТК РФ с сотрудника может вычитаться только сумма, не превышающая его среднемесячный заработок. Именно поэтому само по себе признание сотрудника работника виновным в ДТП не является основанием для наложения на него полной материальной ответственности.
Служебное расследование
Для того чтобы предотвратить аварии со служебными авто, владельцы этих автомобилей обязаны анализировать причины, которые привели к этим авариям. Этим они должны заниматься в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения».
Именно поэтому работодатель обязан провести внутреннее расследование, которое выявит:
причины аварии;
обстоятельства в которых произошло ДТП: дорожная ситуация и действия водителей во время происшествия.
последствия, которые будут определены сотрудником ГИБДД или аварийным комиссаром;
виновных сотрудников, как водителя, так и обслуживающий технику персонал.
недочеты в деятельности предприятия.
Для того чтобы провести служебное расследование, необходимо собрать комиссию во главе с руководителем организации или его заместителем. На проведения проверки отводится 7 рабочих дней. Очень часто выявляются сторонние причины аварии, которые заключаются в несвоевременном обслуживании автомобиля или внешних факторах, таких как некачественная уборка улиц, недостаточная освещённость и другие причины.
В основном выплаты по авариям производит страховая компания, с которой заключило договор юридическое лицо. Компании-работодатели стараются обезопасить себя и своих сотрудников от непреднамеренных выплат, часто направляют их на дополнительное обучение и выдают в пользование автомобили лишь проверенным служащим.
Если стоимости страховки не хватает для выплат в случае причинённого их сотрудником ущерба, то работодатель обязан сам выплатить эту разницу, а после, при желании, взыскать её с собственного сотрудника одним платежом или же ежемесячно по частям. Кроме того предприятие может подать в суд иск с претензией на выплату материальной компенсации.
Видео
Ответственность работодателя при ДТП работника в 2020 году
Работник, принятый на предприятие в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, исполняет обязанности согласно договору и должностной инструкции. Работа, осуществляемая в условиях повышенной опасности, может сопровождаться аварийными ситуациями и ДТП. Повышенный риск возникает у водителей, водителей-экспедиторов и других специальностей, чей труд связан с управлением транспортом.
Основания для компенсации вреда в зависимости от вида договора
Ответственность работодателя за ущерб, нанесенный наемным работником в рамках исполнения трудовых обязанностей и договора ГПХ, установлена в ст. 1068 ГК РФ. Причинение вреда работника, допущенная при ДТП в рамках исполнения обязанностей, считается виной работодателя.
При судебном разбирательстве по вопросу компенсации вреда ответчиком становится работодатель (субъект ответственности). Лицо, непосредственно причинившее вред, привлекается в качестве третьего лица.
Кандидат юридических наук, профессор Чепига Т.Д. (Комментарий к ГК РФ).
В дальнейшем работодатель в порядке регресса может предъявить требования к работнику (ст. 1081 ГК РФ). Срок для получения компенсации от виновного лица имеет исковую давность, течение которого ведется от даты погашения работодателем суммы убытка при ДТП. Кроме гражданского законодательства порядок возмещения убытков наемными сотрудниками регулируется ТК РФ.
Ответчики в зависимости от права собственности
Предприятия могут использовать собственную и привлеченную со стороны технику. Важным моментом определения ответственного за ДТП лица является установление принадлежности транспортного средства.
Собственник
Ответчик по иску
Предприятие
При использовании собственного средства (переданного на правах управления или хозяйственного ведения) предприятия ответчиком выступает работодатель
Работник
Работник, если в качестве служебного автомобиля используется личное средство
Аренда техники предприятием
Арендодатель, предоставивший транспорт, с последующим предъявлением требований к арендатору
Особенности нарушений водителей вне исполнения обязанностей
Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:
Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.
Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем. Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами.
Погашение материального убытка
Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО. При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора. Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом).
Работодатель освобождается от материальной ответственности:
При наличии доказательств допущения нарушений со стороны истца, грубой неосторожности либо умысла, повлекших ДТП.
При отсутствии причинно-следственной связи нанесения ответчиком действий в отношении истца и возникновения у него убытков.
В случаях, когда работник использовал движимое имущество предприятия вне трудовой смены для реализации личных потребностей.
Пример возникновения условий, освобождающих работодателя от ответственности
Водитель-экспедитор Р. предприятия ООО «Полет» исполняет обязанности в рамках трудового договора. В момент совершения ДТП работник не исполнял обязанностей, скрылся с места происшествия. По результатам проверки документов, материалов дела судебный орган признал полностью ответственность лица за убытки, нанесенные в результате ДТП. Страховая компания не покрыла ущерб в связи с нарушением условий договора.
Перепредъявление размера иска работнику
При возникновении у работодателя ущерба работник обязан его возместить. В соответствии сост. 238 ТК РФкомпенсации подлежит прямой действительный ущерб, под которым подразумевают уменьшение собственности или его состояния, необходимости произвести затраты средств на приобретение имущества, ремонт или возмещения ущерба третьим лицам.
Наряду с компенсацией ограниченных убытков на сотрудника может быть возложена полная материальная ответственность лица (МОЛ), возникающая при условии:
Наличия договора о полной МОЛ.
Нанесения ущерба умышленно, в состоянии опьянения.
Причинения убытков в нерабочее время, не при исполнении обязанностей.
Возмещение работодателю потерь в полном размере (превышающем среднемесячный заработок) может быть установлено по решению суда или иного органа, имеющего право наложения административного наказания. Если покрытие убытков устанавливается в судебном порядке, работник имеет возможность снизить размер, предъявив доказательства сложного материального положения, наличия иждивенцев.
Нормы законодательства, определяющие порядок взыскания
Убыток, причиненный работодателю, определяется по рыночным ценам, действующим в регионе на дату ДТП. Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определяемой по бухгалтерскому учету. Законодательством четко определен порядок размера взыскания с сотрудников, нанесших убытки.
Порядок покрытия ущерба
Статья ТК РФ
Взыскание с работника сумм в пределах среднего заработка
Ст. 241
Взыскание полного материального ущерба
Ст. 242
Основания, при которых возможно взыскание полного материального ущерба
Ст. 243
Срок предъявления работодателем претензий (установлен в течение месяца со дня определения размера понесенного ущерба)
Ст. 248
Величина взыскания с сотрудника может быть в размере среднемесячной заработной платы или полной компенсации при наличии договора о МОЛ. Сумма удерживается из выплат лицу, вносится сотрудником в добровольном порядке единовременным взносом в кассу или, по договоренности с руководителем, частями.
Пошаговая процедура получения работодателем компенсации
Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.
Операции
Описание
Документ из ГИБДД
Необходимо иметь протокол о дорожном происшествии
Получение пояснений виновного лица
Сотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт
Оценка транспортного средства
При нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку
Вынесение работодателем приказа об удержании суммы
При размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом
Обращение в судебный орган
При выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд. Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом. На предъявление иска предоставляется 1 год
Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска. Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится.
Возможные ошибки при определении ответственности
При определении ответственности предприятия в результате ДТП необходимо избежать ошибок, возникающих при отсутствии:
Данных о водителе в договоре со страховой компанией по ОСАГО.
Маршрута движения и исполнения дополнительных действий, например, графика заправки транспорта.
Соблюдения сроков на издание акта об ущербе и вынесении распоряжения об удержании суммы. При пропуске сроков издания приказа в месячный срок потребуется обращение в судебный орган.
Для снижения ответственности работодателя и компенсации сумм убытков в порядке регресса требуется тщательное оформление трудовых отношений.
Вопрос № 1. Может ли работодатель уволить лицо, совершившее ДТП?
Работодатель может уволить лицо, нанесшие убытки в связи с ДТП, если комиссия, созданная на предприятии для оценки результата, подтвердит ненадлежащее исполнение обязанностей работника. Одним из видов дисциплинарной ответственности является увольнение.
Вопрос № 2. Как в судебном процессе определяется ответчик по иску о ДТП с участием транспортного средства предприятия, если виновного невозможно установить?
При судебном разбирательстве работодатель, являющийся собственником транспортного средства, участвовавшего в ДТП, представляется ответчиком.