- В какой момент можно ремонтировать авто после ДТП?
- Когда можно делать машину после ДТП виновнику
- Ремонт авто после европротокола
- Ремонт после оформления ДТП с ГИБДД
- Подводные камни ремонта после аварии
- Последствия раннего ремонта авто
- Ремонт после ДТП: когда можно проводить?
- Что должен делать автовладелец после аварии?
- Когда можно ремонтировать машину после аварии?
- Подсчет износа
- Независимая экспертиза
- Дела судебные
- Подведем итоги
- Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
- Что за закон о 15 днях?
- А если ДТП оформили ГИБДД?
- Что будет за нарушение этого закона?
- Можно ли избежать регресса?
- Как считается срок?
- Что после 15 дней?
- А можно продать?
- Сроки и правила ремонта по ОСАГО после ДТП
- Автор:
- Как происходит направление на ремонт и сроки ремонта
- Сроки и прочие тонкости ремонта по ОСАГО (ответственность за нарушение сроков ремонта)
- Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?
- Как разводят автолюбителей с ремонтом?
- Развод №1: «Извольте доплатить!»
- Развод №2: Договор цессии
- Правила ремонта по ОСАГО
- Когда можно ремонтировать авто после ДТП
- 7. Когда можно ремонтировать авто после ДТП, если экспертиза еще не готова?
- 16. Когда можно начать ремонтировать авто после ДТП?
- 20. Когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП?
В какой момент можно ремонтировать авто после ДТП?
Когда можно делать машину после ДТП виновнику
После аварии пострадавший беспокоится о компенсации и оплате ремонта. Виновник же хочет скорее починить свое авто. Однако, это не значит, что с восстановлением или утилизацией машины можно спешить. Интересы всех участников ДТП будут связаны на некоторое время. Торопливый ремонт может не только оказаться некачественным, но и создать проблемы самому автовладельцу.
Для того, чтобы решить можно ли гнать машину в сервис стоит ознакомиться со своим договором страхования и Законом « Об ОСАГО». Предложенный материал расскажет, когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП виновнику и почему не стоит спешить восстанавливать автомобиль.
Ремонт авто после европротокола
Порядок оформления ДТП по европротоколу и последующие действия участников аварии определяет ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО». В соответствие с ней, виновник аварии должен в течение 5 суток после оформления извещения от ДТП посетить свою страховую и сдать оригинал европротокола. Ни один участник аварии не должен ремонтировать свое авто в течение 15 календарных дней после происшествия за исключением праздничных выходных. После этого останется ждать истечения срока до ремонта. За это время страховая компания может потребовать предъявить для осмотра не только пострадавшее транспортное средство, но и машину виновника.
Проинформировать о намерении осмотреть авто страховая должна в письменном виде. Телефонный звонок можно проигнорировать. После получения заказного письма или телеграммы все же придется отогнать авто на осмотр.
Течение срока начинается на следующий день после аварии. Пример расчета: авария произошла 01.10.2019. Ремонтировать авто можно будет с 20.10.2019.
По истечении этого времени можно гнать машину в сервис. Однако в интересах самого виновника аварии уточнить у пострадавшего обстоятельства дела. Определили ли ему сумму компенсации и устраивает ли она его. Если все хорошо машину можно ремонтировать. Если же нет и пострадавший намерен судиться, то по возможности спешить не стоит.
Внимание! Если авария оформлена европротоколом, то не лишним будет взять в пострадавшего расписку об отсутствии претензий сверх выплаты страховой.
Ремонт после оформления ДТП с ГИБДД
Если для еропротокола закон устанавливает жесткие минимальные сроки для начала ремонта всех автомобилей, то с привычным ГИБДД оформлением дело обстоит проще. В протоколе инспектор опишет все повреждения. Протокол окажется в страховой компании со всеми прочими документами для выплаты. Страховые вполне доверяют инспекторам ДПС, поэтому предъявлять авто виновника обычно не требуют.
Кроме того, закон не определяет жестких сроков для починки авто в таком случае. Однако ранее чем через 20 дней приступать к ремонту не стоит. За это время страховая компания должна направить пострадавшую машину потерпевшего на осмотр. Если потенциально размер ущерба превышает максимальную страховую выплату, то оплачивать разницу придется виновнику аварии. Для этого не лишним будет сохранить для экспертизы или провести ее заранее.
Подводные камни ремонта после аварии
После аварии оформленной по европротоколу у страховой компании есть право потребовать авто виновника для экспертизы. Она проводится по направлению компании. После нее он может смело машину ремонтировать. Но не всегда это стоит делать. Если водитель знает, что каким-то образом нарушит условия договора страхования, например не подал вовремя извещение о ДТП, то он рискует получить регрессные требования.
В этой ситуации экспертиза авто виновника поможет установить реально возможные повреждения пострадавшей машины.
Срок исковой давности по таким делам составляет три года. В течение этого срока пострадавший сможет обратиться с требованиями к виновному, если стоимость ремонта превышает максимальные страховые выплаты по ОСАГО. На этот случай так же желательно получить заключение независимого эксперта до ремонта.
Внимание! Необходимо помнить, что самостоятельно проведенная экспертиза не заменяет осмотра по направлению страховщика. Нельзя ремонтировать машину досрочно на том основании, что водитель сам заказал и оплатил экспертизу.
Во-первых, расходы на нее виновнику аварии никто не станет возмещать. Во-вторых, это будет нарушением договора и закона «Об ОСАГО».
Последствия раннего ремонта авто
Итак, в стремлении как можно скорее починить машину и забыть о неприятном инциденте виновник порой спешит с ремонтом. Действительно, по ОСАГО он не получит никаких компенсаций, но это не значит, что терять ему нечего.
Первое, что грозить торопливому автолюбителю – регрессный иск от страховой компании. Она имеет право его предъявить, ведь ремонтируя авто раньше срока законного срока водитель нарушает условия закона «Об ОСАГО» и договора страхования. В порядке регресса ответчик должен буде выплатить страховщику всю сумму, выплаченную в качестве компенсации пострадавшим.
Вторая проблема – невозможность доказать в суде какой ущерб был причинен. Дело в том, что по повреждениям хотя бы одной из машин опытный эксперт может восстановить ход всей аварии, ее обстоятельства и то, какие повреждения могла получить пострадавшая машина. Транспорт виновника и повреждения на нем становятся настоящим доказательством по делу. Ремонтируя или утилизируя авто, водитель лишает себя серьезного инструмента для доказывания в суде. А ведь если окажется, что максимальная сумма по ОСАГО, выплаченная страховой компанией, не покрывает размеров ущерба, то пострадавший будет требовать недостающую сумму от виновника аварии через суд. На этом этапе будет важно установить какие повреждения были причинены потерпевшему и какова цена ремонта.
Итак, очевидно, что спешить с ремонтом машины виновник не должен. Необходимо соблюдать законные рамки – 15 дней при оформлении ДТП европроколом . Важно, также учитывать обстоятельства конкретного дела, особенно если предстоит судебное разбирательство.
Ремонт после ДТП: когда можно проводить?
Наличие собственного автомобиля – это очень хорошее подспорье в некоторых жизненных ситуациях. Более того, многие водители не представляют своей жизни без машины.
Непредвиденная авария вносит в привычный жизненный уклад массу неудобств. Поэтому большинство автовладельцев интересует вопрос, когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП. Вот в этом мы и попробуем разобраться в нашей публикации.
Что должен делать автовладелец после аварии?
Руководствуясь ст.12 закона «Об ОСАГО», автовладелец, чья машина пострадала в результате дорожного происшествия, должен обратиться в страховую компанию не позднее 15 рабочих дней с момента наступления страхового случая. В противном случае водителю машины-участника ДТП могут на вполне законных основаниях отказать в страховых выплатах.
Цены на кузовные детали.
Вместе с заявлением страхователь обязан приложить следующие документы:
- справка о ДТП;
- паспорт;
- водительское удостоверение;
- действующий полис ОСАГО;
- извещении о ДТП;
- свидетельство о регистрации машины;
- технический паспорт ТС;
- номер банковского счета, на который страховщик будет переводить компенсационную выплату.
В том случае, если авария оформлялась по упрощенной схеме, (оформление Европротокола по согласованию сторон ДТП), то этот документ доставляется в страховую компанию в течение пяти дней, без учета праздников и выходных.
Вместе с Европротоколом автолюбитель должен предоставить все описанные выше документы за исключением справки о ДТП, которая выписывается сотрудником Госавтоинспекции.
При этом страховая компания, а точнее ее представитель, должен в течение пяти рабочих дней после поступления заявления от страхователя, провести осмотр или организовать независимую экспертную оценку состояния транспортного средства на предмет выявления явных и скрытых повреждений. Именно на основании этих данных и будет производиться расчет размера страховой выплаты.
Если же между страховщиком и страхователем возникают спорные вопросы касаемо размера компенсации, то по желанию одной из сторон (как правило, это относится к пострадавшему автовладельцу) организовывается независимая экспертиза.
Когда можно ремонтировать машину после аварии?
Большинство водителей после дорожно-транспортного происшествия стремятся как можно быстрее организовать ремонт своего четырехколесного «друга». Однако, это решение является неправильным.
Каждый автовладелец должен понимать, что категорически запрещается транспортировать поврежденную в результате аварии машину на станцию технического обслуживания до тех пор, пока не будет проведена оценка повреждений.
В первую очередь оценка полученного ущерба и его стоимость доносится собственнику транспортного средства от компании страховщика, где осуществлялась покупка полиса ОСАГО. С таким документом автовладелец должен обратиться в ремонтные мастерские.
В свою же очередь, специалист на станции технического обслуживания оценивает сложность и объем работ, необходимых для возвращения автомобилю первичного вида, в котором он был до ДТП.
Если результаты оценки ущерба и стоимости ремонтно-восстановительных работ совпадают, то можно приступать к реставрации машины. Но прежде чем ремонтировать авто, необходимо заручиться согласием виновного в аварийной ситуации стороны.
Возможно, виновник ДТП не согласен с таким выводом оценщиков и захочет провести вторичное исследование. Причем он имеет на это полное право, ведь ремонт оплачивается за его счет, а точнее за счет его страховки.
В том случае, когда виновник дорожного происшествия не согласен с оценкой страховой компании, то он должен обратиться в суд и подать иск на рассмотрение этого дела. Только так один из участников прецедента на дорожном полотне может отстоять свою точку зрения.
Подсчет износа
Как оценить ремонт транспортного средства после аварии? После того, как автолюбитель обратится в страховую компанию или к независимому эксперту, специалисты проведут расчеты и определят, насколько автомобиль пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия. Цель проведения подобных манипуляций – определение величины расходов на ремонтно-восстановительные работы.
Экспертная оценка всегда вызывает массу недовольств, поэтому власти в 2010 году разработали нормативный документ, именуемый «Правила установления размера расходов на материалы и зачасти при восстановительном ремонте транспортерных средств».
В этом регламентном документе прописаны правила и порядок определения износа запасных частей автомобиля. В том случае, если автовладелец внимательно изучит документ, то сможет собственными силами провести расчет, сколько потребуется потратить денежных средств на восстановление машины после прецедента на дорожном полотне.
Под износом автотранспорта подразумевается количественная мера физического старения при воздействии внешних или внутренних факторов. Износ получается при прямом использовании транспортного средства и характеризуется состоянием самого автотранспорта и его конструктивных элементов.
При оценивании износа эксперты выделяют следующие виды:
- морального типа;
- физического (естественного).
Любая запасная часть автомобиля подвергается износу в несколько этапов:
- проработка трущихся деталей;
- временной промежуток, когда детали полноценно функционируют (как правило, это 80-90% периода всей эксплуатации транспортного средства);
- усиленное изнашивание (аварийный износ).
Для расчета износа эксперты используют следующую формулу: Износ кузова машины в процентном соотношении = 100 * (1 – основание натурального логарифма – ((4 * возраст кузова) / (20 + 4 * гарантийный срок от коррозийных процессов)).
Чтобы рассчитать износ шин, можно использовать такую формулу: Износ = ((высота рисунка протектора – высота этого показателя по факту) / (высота рисунка протектора – минимальная высота этого показателя по законодательному регламенту)) * 100%.
Кроме этого износ будет увеличиваться и в зависимости от срока эксплуатации машины:
- 3-5 лет – на 15%;
- свыше 5 лет – на 25%.
Если учитывать коэффициенты, которые были утверждены законодательными документами, то можно сделать вывод, что за год эксплуатации автомобиля его стоимость будет снижаться на 5,5%. То есть за 10 лет амортизация транспортного средства отечественного автопрома будет составлять целых 55%.
Поэтому эксперты рекомендуют отдавать предпочтение более надежным машинам, коими и являются японские автомобили.
Во время расчета износа транспортного средства и его составляющих частей (при оценивании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия) необходимо руководствоваться нормативами Постановления ВР №361 от 24.05.2010.
Но при этом применять прописанные положения в реальности можно только после возникновения документации, перечня узлов, по отношению которых не применены поправочные коэффициенты.
Независимая экспертиза
Любой автовладелец может на вполне законных основаниях прибегнуть к помощи независимых экспертов в таких случаях:
- при несогласии с проведенной экспертизой сотрудниками страховой компании;
- при необходимости определения реальной стоимость машины после ДТП;
- для оценки ущерба, причиненного в результате ДТП с целью определения суммы, которую нужно отдать за восстановление машины.
Шаги к выплате по ОСАГО.
Специалисты экспертных компаний проводят всю процедуру независимого исследования – от подписания договора с заказчиком до передачи готового результата в течение трех-пяти рабочих дней. Когда транспортное средство получило очень серьезные повреждения, которые предполагают наличие скрытых дефектов, то экспертиза может быть проведена за семь рабочих дней.
Дела судебные
В суд автовладелец может обращаться в том случае, если его не устраивают какие-либо результаты проведения оценки автомобиля, будь то со стороны страховщика, или же виновной в ДТП стороны. Именно судебная инстанция может поставить завершающую точку в определении суммы страховых выплат.
Как правило, при составлении иска, автовладелец требует компенсацию, с помощью которой можно будет покрыть:
- ремонтно-восстановительные работы автомобиля после аварии, оцененные в результате независимой экспертизы;
- расходы на оплату услуг экспертной фирмы;
- затраты на рассылку почтовых уведомлений заинтересованным лицам.
Подведем итоги
И в завершении хотелось бы отметить несколько важных моментов. Чинить свое транспортное средство до момента, пока не проведена автомобильная экспертиза и, если возникли сложности, не было вынесено судовое постановление, категорически нельзя.
Причина этому проста – после ремонта транспортный экипаж крайне сложно обследовать на предмет наличия каких-либо повреждений, которые были причинены машине во время дорожного происшествия.
Автовладелец должен знать:
- запрещен ремонт до тех пор, пока страховая компания не проведен осмотр и оценку транспортного средства;
- нельзя приступать к ремонту машины до проведения независимой экспертной оценки, с помощью которой можно получить реальную картину касаемо повреждений автотранспорта после ДТП;
- когда виновнику ДТП можно ремонтировать машину – только после проведения независимой экспертизы, но при этом необходимо собрать все платежные документы, подтверждающие факт проведения ремонтных работ;
- отремонтировать машину после тяжелых повреждений можно только после того, как закончится судопроизводство по установлению виновной в аварии стороны.
Поспешив с ремонтными работами, автовладелец, чья машина попала в дорожно-транспортное происшествие, может лишиться страховых выплат и, соответственно, все расходы полностью ложатся на плечи водителя.
Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют пройти все инстанции на пути к страховым компенсациям и только после этого приступать к ремонтно-восстановительным работам своего четырехколесного коня.
Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
- Виновнику и потерпевшему в ДТП запрещено ремонтировать и утилизировать автомобиль в течение 15 дней после ДТП, но только в случае оформления европротокола.
- Если на происшествие приезжали сотрудники ГИБДД (не путать с аварийными комиссарами), то такой обязанности у участников нет.
- В этот срок учитываются все дни, кроме нерабочих праздничных (простые выходные также учитываются), например, новогодние, майские, ноябрьские праздники.
- За неисполнение требования показать неотремонтированный автомобиль виновника ждёт регресс.
- Кроме того, важное напоминание – обязанность показать машину для осмотра не прекращается и по истечении этих 15 дней. Да, его можно показать отремонтированным, но показать обязательно нужно, иначе тот же регресс.
- Можно ли продать машину в течение этих 15 дней, законодательство 2020 года ответа не даёт.
Оформление ДТП с помощью извещения европротокола накладывает определённые обязанности на потерпевшего и виновника. Есть обязанности и при оформлении сотрудниками полиции, но их меньше. Одна из таких – в течение 5 дней подать извещение в свою страховую компанию обоим участникам аварии, и последствия мы рассмотрели в специальной статье. Ещё одна – не приступать к ремонту в течение 15 дней, а также предоставить автомобиль для осмотра по первому требования страховщика виновнику происшествия. Именно о тонкостях этой обязанности мы и поговорим в этой статье.
Что за закон о 15 днях?
Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.
Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2020 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.
А ещё, в частности, статья 11.1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
То есть при оформлении происшествия с помощью европротокола без вызова сотрудников ГИБДД запрещается:
- ремонтировать автомобиль в течение 15 дней,
- утилизировать его (в том числе в случае тотальной гибели).
Отсчёт идёт именно с даты ДТП – не с времени предоставления потерпевшим или виновником своего экземпляра в страховую и не обращения по ОСАГО, а именно со дня аварии.
А если ДТП оформили ГИБДД?
В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.
Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.
Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.
Что будет за нарушение этого закона?
За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется «регрессным требованием«.
Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.
Такой регресс предусмотрен подпунктом «з» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Это происходит следующим образом:
- вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
- страховщик требует предоставить машину для осмотра,
- вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
- представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
- если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.
Можно ли избежать регресса?
Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.
Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.
Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:
- ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
- ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.
Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.
Как считается срок?
Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.
Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.
Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2020 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.
Что после 15 дней?
Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!
Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.
Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона достаточно чётко:
3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.
А можно продать?
Внимательно прочитав официальную трактовку о запрете ремонта, можно понять, что нельзя утилизировать машину и ремонтировать повреждения от ДТП.
Но в законе ничего не говорится об отчуждении автомобиля! Можно ли продать автомобиль сразу после ДТП, которое оформлено с помощью европротокола?
Формально ответа на данный вопрос нет – ни Верховный суд, ни законодатели в других нормативных актах не дают разъяснения на этот счёт. Ведь с одной стороны, в законе прямо не говорится о запрете продавать транспортное средство в течение первых 15 суток со дня аварии; с другой, это определённо воспрепятствует возможности страховой компании осмотреть и провести экспертизу автомобиля, так как новый собственник вполне может отказаться предоставлять его для таких действий страховщика.
Но если вы продадите машину, то не будет исполнена обязанность по предоставлению авто для осмотра по требованию страховщика. Таким образом, если страховая не потребовала сразу предоставить машину, то вы обязаны ждать такого требования в течение общего срока исковой давности, а он составляет целых 3 года. И в течение всего этого срока продавать авто по букве закона нельзя.
Сроки и правила ремонта по ОСАГО после ДТП
Автор:
В данной статье я хочу вам рассказать о сроках в которые вам должны отремонтировать автомобиль по ОСАГО, а так же о правилах которые должен соблюдать страховщик при ремонте, какие документы вы не должны подписывать при передаче автомобиля на станцию ремонта и на какие моменты вам следует обратить внимание при приеме автомобиля после ремонта.
Как происходит направление на ремонт и сроки ремонта
На основании пункта 11 статьи 12 «Закона об ОСАГО», потерпевший в течении 5 дней с момента подачи всех необходимых документов и заявления о возмещении ущерба, обязан предоставить страховой компании поврежденный автомобиль для осмотра.
В осмотре будет принимать участие эксперт, как правило такие эксперты всегда сотрудничают со страховыми компаниями и работают весьма посредственно, сам сталкивался не раз, считают так, что вообще ни на что не хватает, в последний раз разбили бампер, мне вообще отказали по надуманной причине, якобы я отказался приехать в страховую, хотя документы я все подал и пригласил страховую на осмотр. В итоге отсудили деньги все вместе получилось около 70000 рублей, считаю неплохо. Поэтому я всегда говорю, что основная задача пострадавшего, это подать все необходимые документы и показать автомобиль страховой, больше ничего не требуется и внимательно читайте документы которые вам дают на подпись, не подписывайте никакие соглашения о суммах выплат и никакие договоры которые вам могут давать в сервисе.
Ниже в статье подробно описана процедура ремонта по ОСАГО.
Если ваш автомобиль не на ходу, такое бывает ведь в результате ДТП он может получить сильные повреждения и быть не на ходу или с такими повреждениями при которых передвигаться нельзя, или просто ваш авто может быть сломан не обязательно в результате ДТП. В таком случае вы указываете в заявлении на возмещение ущерба, что транспортное средство не на ходу и страховщик на основании части 2, пункта 10 статьи 12 «Закона об ОСАГО» будет обязан провести осмотр транспортного средства по месту его нахождения, которое вы так же должны будете указать.
В процессе осмотра составляется акт, в который вносятся все видимые повреждения, так же повреждения фотографируются экспертом от страховой и после чего будет произведен расчет восстановительного ремонта на основании акта, так называемая независимая экспертиза (оценка ущерба), с результатами которой страховщик должен ознакомить потерпевшего (пункт 11 статьи 12 «Закона об ОСАГО») и если у потерпевшего и страховщика возникли разногласия по поводу итоговой суммы восстановительного ремонта, то страховщик организовывает независимую экспертизу, в ходе которой расчет размера ущерба будет определяться еще раз и если и после независимой экспертизы размер возмещения вас не устроил, то вы вправе организовать за свой счет независимую экспертизу, в ходе которой независимый эксперт проведет расчет и выявит реальный размер ущерба причиненный вашему автомобилю.
После чего с результатами независимой экспертизы вы можете прийти к страховщику и потребовать провести ремонт на сумму рассчитанную независимым экспертом и если страховщик вам откажет, то вы будете вынуждены направить ему претензию с требованием провести ремонт на всю сумму рассчитанную независимым экспертом, так как вы не согласны с суммой предложенной страховщиком после проведения экспертизы по направлению страховой.
Если и по претензии страховщик не согласился, то здесь придется обращаться в суд и уже в судебном порядке доказывать, что страховщик занизил сумму ремонта. Дело конечно не простое и не каждый будет тратиться на экспертизу, но если вам выдают отчет с суммой явно не соответствующей действительной стоимости ремонта, то вы сами понимаете какой будет ремонт и какое качество запасных частей вам установят на авто.
Здесь еще есть один момент, если после проведения первого осмотра страховой вы не согласны с суммой которую вам хотят выделить на ремонт, то страховщик обязан будет организовать независимую экспертизу и потерпевший обязан предоставить свой авто на такую экспертизу на основании пункта 13 статьи 12 «Закона об ОСАГО».
Если страховщик не организовал независимую техническую экспертизу в течении 5 дней с момента несогласия потерпевшего с суммой, то потерпевший вправе самостоятельно организовать независимую экспертизу и в данной ситуации такая экспертиза (ее результаты) принимается страховщиком для определения размера страхового возмещения (часть 2 пункта 13 «Закона об ОСАГО»).
Так же в данной случае все затраты на самостоятельно организованную пострадавшим экспертизу, включаются в сумму ущерба подлежащую возмещению на основании пункта 14 «Закона об ОСАГО».
Уже на основании части 2, пункта 15.1 статьи 12 «Закона об ОСАГО», после осмотра или проведения независимой технической экспертизы, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости данного ремонта сервису в который вас направили или который вы выбрали.
Сроки и прочие тонкости ремонта по ОСАГО (ответственность за нарушение сроков ремонта)
Вы сдали машину в сервис, обязательно по акту приема передачи в котором стоит дата передачи авто на ремонт и с этого момента у сервиса есть ровно 30 рабочих дней на ремонт вашего авто на основании абзаца 2, пункта 15.2, статьи 12 «Закона об ОСАГО».
Скажу честно, хотелось бы побольше ответственности от страховщика за нарушение сроков ремонта, но на основании абзаца 2 пункта 21 статьи 12 «Закона об ОСАГО», страховщик уплачивает за каждый день просрочки сроков восстановительного ремонта пеню в размере 0,5% от суммы ремонта в пользу потерпевшего, но не более 400000 рублей в общем. К примеру если ремонт был оценен в 300000, 0,5% от данной суммы это 1500 рублей в день, то есть за каждый день просрочки, вам должны будут выплатить по 1500 рублей и если вам просрочили ремонт на 20 дней 1500 умножаем на 20 и получаем 30000 рублей.
Знайте, что все претензии по качеству ремонта, вы имеете полное право предъявлять страховщику, а не сервису в котором вам произвели ремонт.
На основании пункта 15.1, статьи 12 «Закона об ОСАГО», страховщик обязан дать гарантию на работы, гарантия не может быть менее 6 месяцев, это касается основных работ, а на кузовные и малярные работы гарантия должна быть не менее 1 года.
Знайте, что если вашему автомобилю еще нет 2 лет, то страховщик обязан вас направить на ремонт к официальному дилеру на основании пункта 15.2, статьи 12 «Закона об ОСАГО».
Так же с потерпевшим должен быть согласован объем работ, сроки и порядок их выполнения.
Так же хочу вам напомнить, что при передаче автомобиля на ремонт на станцию технического обслуживания, вы не должны подписывать никакие договоры и соглашения в противном случае вам могут дать на подпись бумагу где вы соглашаетесь с меньшей суммой, сервис может подсунуть договор, после подписания которого вы передаете долг от страховой к сервису, или можете согласиться на установку БУ запасных частей и прочие невыгодные для вас условия, поэтому как я говорил вам, читайте все внимательно. При передаче автомобиля в сервис, вы должны подписать только акт приема передачи, где должна стоять дата передачи и печать сервиса.
Если у вас остались вопросы относительно ремонта по ОСАГО, то вы можете задать из нашему юристу, он проконсультирует вас, ответит на самые сложные вопросы и поможет с решением вашей проблемы.
Козырев Андрей. Защита бизнеса, это основное направление Андрея. Оказанием помощи предпринимателям Андрей занимается уже более 8 лет и за это время, успел зарекомендовать себя как надежный и квалифицированный профессионал. Автор статей на портале. Общий стаж в юридической сфере более 8 лет. В 2010 году стал выпускником МГПУ – Московский городской педагогический университет.
Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?
Правила ремонта по ОСАГО
Самые распространённые попытки «развода» автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!
Как разводят автолюбителей с ремонтом?
Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2020 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.
Развод №1: «Извольте доплатить!»
Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!
С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.
Дело в том, Федеральный закон «Об ОСАГО» — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.
Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.
Статья 12, пункт 17:
В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
Статья 19, абзац 2:
Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).
При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.
Развод №2: Договор цессии
Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.
Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. «Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. » — говорят представители сервиса.
«Стоп! Какой ещё договор ремонта?!» — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.
По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.
Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.
Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.
А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ «Об ОСАГО» прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.
Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом «цессия» строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.
Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.
Правила ремонта по ОСАГО
Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе «Об ОСАГО». Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2020 год законодательство.
- В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
- Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
- Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
- При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
- Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
- Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
- Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
- Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
- Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
- Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
- Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
- За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
- Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).
Когда можно ремонтировать авто после ДТП
- Когда можно ремонтировать авто после ДТП, если экспертиза еще не готова?
- Когда можно начать ремонтировать авто после ДТП?
- Когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП?
- Дтп машина после
- Автомобиль после ДТП
- Авто после дтп что делать
- Ущерб автомобиля после ДТП
- Экспертиза авто после ДТП
1.1. Если вас не устроила сумма то можете сразу обратиться в независимую экспертную организацию уведомив об этом страховщика!
2.1. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Тут нужно разработать договор.
3.1. В данном случае никакого злоупотребления нет, если выплата страховой произведена исходя из оценки ущерба, предоставленного оценщиком. Но если машина уже продана, то взыскать дополнительный недополученный ущерб уже невозможно, поскольку машина продана и уже нечего ремонтировать. Это будет неосновательное обогащение (ст.1102 ГК РФ). искать судебную практику можно, но не бесплатно, ибо это слишком хлопотно.
3.2. В данном случае все зависит от предоставленных доказательств сторон. Все повреждения должны быть оценены и если стоимость повреждений превысила 400 т.р. то пытается взыскать. Необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, хотя она также стоит 10-15 т.р
Подавайте возражение на иск если считаете это злоупотребление правом. Бесплатно вам никто не будет сидеть и давать развернутый ответ.
4.1. Для начала обратитесь в страховую, если они откажутся выплатить страховую премию, готовьте документы в суд на виновника ДТП. Пока машину лучше не ремонтировать, на случай если будет оспариваться размер ущерба.
5.1. Найдите старого хозяина и пусть он Вам поможет вновь продать авто.
6.1. Предъявить можно, а вот добиться удовлетворения иска — большой вопрос. ДТП ведь не всегда все регистрируются, поэтому — это не показатель и не бесспорное доказательство. «Не красили, не ремонтировали.» — это как думаете доказывать?
Если только провести экспертизу на предмет предполагаемого момента покраски. Но это пока только в теории, да и не сможет эксперт определить точную дату, а потребуется именно так, что б было неопровержимое доказательство, что перекраска была до продажи Вам..
Был похожий случай с автосалоном в Уфе — дилером одной известной (и популярной) немецкой марки (только с той разницей, что покупатель узнал о перекраске почти сразу, но в суд обратился только через год). Суд посчитал факт перекраски и продажи крашеной и битой машины недоказанным.
6.2. Необходимо заключение эксперта и обращайтесь с претензией к автосалону. Далее в суд. ФЗ «О защите прав потребителей» прочитайте.
6.3. Можно, срок давности 3 года и он течет с момента обнаружения обмана.
7. Когда можно ремонтировать авто после ДТП, если экспертиза еще не готова?
7.1. После осмотра страховой компанией или производства независимой экспертизы. В идеале после решения суда.
8.1. При нахождении авто на вашем ответственном хранении все действия только с письменного указания следователя. Пусть выносит постановление.
8.2. Начнем с того, что Вы нет обязаны ничего менять за свой счет. Это, во-первых.
Во-вторых, у Вас есть обязательство ничего не менять, и все устные просьбы следователя значения не имеют.
В — третьих, экспертизу можно и без замены провести, или следователь собирается краш-тест устроить, и сбивать манекены Вашим авто до получения нужного результата?
9.1. «. что можно сделать заранее спасибо »
Можно официально обратиться в ГИБДД в установленном порядке и зафиксировать все необходимые факты юридически.
10.1. Вы экспертизу ТС провели? Ущерб оценили? В страховую обратились? Спасибо.
11.1. Сначала пусть СК проведет осмотр причиненного ущерба, а то потом не докажете размер ущерба.
12.1. Страховая оплатит в пределах страховой суммы, предусмотренной договором. Более вы от страховой ничего не добьетесь. Если хотите взыскать компенсацию за утерю товарного вида и т.д., то нужно это делать со второй стороны в порядке гражданского судопроизводства.
12.2. Если вам по страховке КАСКО отремонтируют автомашину, то делать независимую оценку не обязательно. Если вы закажете независимую оценку, то ее оплату придется требовать с виновника в судебном порядке. Что касается потери товарного вида, то такой иск также может быть предъявлен к виновнику, но сумма компенсации будет невелика.
13.1. Подать на взыскание можно, в суд придётся приглашать свидетелей, которые могут подтвердить факт того, что ремонт проводил именно этот мастер + необходимо заключение эксперта по вопросу качества ремонта.
14.1. Уменьшение стоимости совместно нажитого имущества, виновными действиями БМ (нарушение ПДД) не повлияет на размер суммы возмещения Вам, при разделе СНЫ.
Звоните, я в Челябинске — разъясню.
14.2. Нет, не доказуемо.
15.1. Если машина не изъята, то ни какой ответственности за ремонт машины нет. Но знайте, что после ремонта не возможно будет провести авто-техническую экспертизу, что может усугубить Ваше положение.
15.2. Если со стороны следователей нет запрета, машина ОСМОТРЕНА. сфотографирована — то можете ремонтировать.
16. Когда можно начать ремонтировать авто после ДТП?
16.1. Михаил Казакевич, если есть необходимость, автомобиль можно ремонтировать сразу же после подготовки заключения экспертом-оценщиком. Подчеркиваю, что никаким законом это не запрещается. По закону об ОСАГО провести экспертизу может любая сторона — страховая или потерпевший. Если, напр., страховой компании теоретически захочется оспорить размер убытков, она вправе заказать документальную оценочную экспертизу (т.е. на основании акта осмотра первой экспертизы). Если той суммы, которую насчитал эксперт, не хватит на полный ремонт и придется доплачивать, то лучше получить чеки. Это позволит взыскать разницу со страховой компании (если общая сумма менее 120 тыс.) либо с виновника (если превышает).
17.1. Правильно ли я понимаю, что после 5 раб. дней ДТП можно будет аннулировать и каждый будет ремонтировать своё авто за свои деньги?
— да, все верно.
18.1. Геннадий Федорович!
Первое подавайте претензию СК если не будет реакции в суд. Будут вопросы, пишите.
19.1. Обратитесь за независимой оценкой и предъявляйте в страховую компанию претензию, откажет-обратитесь в суд.
20. Когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП?
20.1. Андрей, до тех пор, пока не выяснено и должным образом не оценено количество нанесенного Вашему автотранспортному средству ущерба, ни в коем случае нельзя приступать ни к каким ремонтным работам.
21.1. До проведения оценки лучше не делать, если рас считываете получить возмещения от страховой.
21.2. Алексей, можно и ремонтировать и не ремонтировать, все зависит от ситуации, от позиции второй стороны.
22.1. Независимую экспертизу провели?
Страховая вообще выплату какую-либо произвела или только на бумаге насчитала?
22.2. Говорите Вы подали в суд. А повторную независимую оценку-экспертизу стоимости восстановительного ремонта авто делали? Если да и сумма повторной оценки Вас устраивает, то можете хоть сейчас. Если нет, то в любом случае суд потребует обосновать несогласие с оценкой страх. Компании.
23.1. Оценку можно сделать и попозже. Однако что касается того, является ли случай страховым — если виновник ДТП не был вписан в страховку, однако законно был допущен к управлению автомобилем его собственником (например, на основании доверенности или в присутствии хозяина) — есть все основания для взыскания ущерба со страховщика, где оформлена ОСАГО собственника. Правда, страховщик в выплате откажет, но через суд взыскать с него эти средстве более вероятно, чем получить с виновника.
24.1. Продать-то Вы можете, но если у Вас в дальнейшем возникнет желание взыскать больше чем выплатила страховая, то вам этого не удастся.
Удачи!
24.2. Да, продать его можно, особенно если есть оценка ущерба, проведённая специалистами-оценщиками с осмотром автомобиля и составлением подробного акта.
25.1. Лучше не тянуть, а обращаться сразу, а вообще срок исковой давности 3 года. Если с оценкой ТС страховая согласна и выплатила сумму страхового возмещения, а вопрос встал только в ENC? полагаю, что ремонтировать можно.
26.1. Проводите самостоятельно оценку ущерба. Если ее результаты покажут стоимость менее, чем указано в правилах страхования Вашего страховщика, по риску «Тотал» (полная гибель ТС), то вы вправе обжаловать действия страховщика в суде и требовать в исковом заявлении признать случай страховым, по риску «Ущерб» Удачи Вам!