Аттестация педработников в ДОУ

Аттестация педработников в ДОУ

Аттестация на первую категорию — критерии и требования

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! А ну ка признавайтесь, у кого на носу аттестация, и вы мечетесь, зарабатывая баллы, в чем только не принимая участие ради высоких результатов. Вполне знакомая ситуация, тоже когда-то опомнилась, когда уже петух клюнул. Но теперь стала умнее, и вас научу, как сделать так, чтобы аттестация на первую категорию прошла в удовольствие, а не вытянула из вас последние силы.

Готовим сани летом

Итак, вы уже заранее знаете, что рано или поздно вас ждет аттестация, но не особо усердствуете, чтобы заработать хотя бы какие-то грамоты и дипломы за участие в конкурсах, не делаете и других шагов, которые приведу вас к легкой сдаче аттестации. А напрасно. Ведь можно за 2-3 года особо не напрягаясь собрать себе такое портфолио, которое позволит беспрепятственно сдать все необходимые бумаги без необходимости проведения открытого занятия в ДОУ.

Портфолио педагога — это то, что должно пополняться непрерывно, причем, вы можете принимать участие только в том, что вам интересно, и что под силу. А если будете лениться, то в последние месяцы перед аттестацией придется браться за все подряд, и это уже будет напряжно. Времени на семью точно не останется, уж поверьте мне. Причем, не всегда методисты помогают с подготовкой необходимых документов, поэтому все справки также скорее всего придется составлять вам самостоятельно.

Требования к аттестации я озвучу несколько позже, а сейчас хочу остановить свое внимание на том, что же вы можете сделать сейчас, когда у вас осталось еще время до момента «Х».

Важные моменты подготовки

  1. Как я уже упоминала, как можно больше участий в разных конкурсах, которые вам под силу, как в качестве воспитателя, так и со своими воспитанниками. Однако если конкурсы — это не ваш конек, тогда выберите несколько самых достойных (всероссийского или областного уровня) и вложитесь в них по максимуму, чтобы был хороший результат (1,2 или 3 место).
  2. Постарайтесь опубликовать свои методические разработки занятий, сценарии мероприятий, какие-то свои мысли и выводы по поводу работы с детьми и их воспитанию. Где это можно сделать, я уже писала здесь. Также можете попробовать опубликоваться в педагогических периодических изданиях своей области.
  3. Если есть возможность, возьмите наставничество над молодым педагогом, войдите в число членов жюри какого-либо конкурса или применяйте в своей работе современные технологии обучения и воспитания.
  4. Также можно поработать над своей программой, пока есть время. Переработать старые пункты, дополнить и расширить в соответствии с требованиями по ФГОС. Тема самообразования также должна быть актуальной.
  5. Если пришло время, нужно пройти курсы повышения квалификации. Вы это можете сделать как онлайн, так и в вашей организации, сделав заказ в соответствующие инстанции. Как правило, если таких педагогов несколько в учреждении, то Институт повышения квалификации может прислать к вам лекторов за соответствующую плату. А можно набрать необходимое количество часов путем просмотра вебинаров, если вам такой вариант нравится больше.

Интернет вам в помощь

Вот как раз участие в офлайн-вебинарах я и могу вам предложить и посоветовать. Пожалуй, представленные ниже темы будут очень полезны и актуальны, поэтому советую приобрести материалы как можно скорее, а прослушать вы их сможете в любое удобное для вас время.

В Интернет-магазине «УчМаг» можно купить офлайн-вебинары на следующие темы:

  • «Содержание и структура профессионального стандарта педагога. Квалификационные характеристики педагога» (объем 4 ч.)
  • «Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности» (объем 2 ч.)
  • Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» (объем 2 ч.)
  • Участие в офлайн-семинаре «Процедура аттестации педагогических работников: новый подход» (объем 2 ч.)
  • Афонькина Ю.А. Как воспитателю выстроить эффективную подготовку к аттестации: изучение и оценка компетенций воспитателя ДОО» .

Это пособие поможет воспитателю лучшим образом подготовиться к аттестации. Из него вы узнаете, как провести профессиональный самоанализ при составлении портфолио, познакомитесь с дорожными картами по разным направлениям работы воспитателя, да и в целом будете готовиться к этому важному событию с учетом современной компетентностной модели аттестации, что будет свидетельствовать о вашем высоком профессиональном уровне.

Аттестация уже на носу

Итак, я надеюсь, что вы послушные ученики, и все, что я описала выше, обязательно будет выполняться хотя бы по минимуму в течение всего рабочего периода, предшествующего аттестации. Тогда, когда придет время аттестовываться, вам нужно будет написать заявление, подготовить папку с вашими достижениями и необходимыми справками и ждать, когда ее нужно будет представить специальной комиссии.

Возможно, вам придется самостоятельно сделать несколько справок, например, об использовании современных образовательных технологий в своей работе или что-то другое. А может, вам повезет, и методист составит их сам.

Вот, впрочем и все, распечатываете дипломы, свидетельства, справки, складываете их в папку, и первая категория практически в ваших руках. Конечно, если после заполнения таблицы экспертного заключения у вас будет недостаточно баллов, нужно будет

  1. или пройти тест-мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности осуществляемого вида деятельности
  2. или провести учебное занятие или мероприятие

В большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы получить недостающие баллы.

Как же происходит подсчет баллов? По каждому критерию и его подразделу вы можете получить 0, 2, 3, 4 или 5 баллов. Некоторые критерии имеют дополнительный коэффициент, и тогда полученный результат увеличивается пропорционально этому коэффициенту, поэтому максимальный балл здесь может быть достаточно большой.

Этот пункт актуален для критерия, где подводится результат участия детей в конкурсах, а также при повышении квалификации в аспирантуре. В остальных случаях, как уже отмечалось выше, вы можете набрать 0 баллов или от 2 до 5 баллов.

Так, например, если взять такой критерий, как уровень ИКТ сформированности педагога, то он получает 0 баллов, если не владеет ИКТ и не используется в работе, 2 балла — при использовании ИКТ для подготовки к занятиям и ведения документации, 3 балла — то же, что и в прошлом пункте + использование ИКТ для обобщения, 4 балла — использование кроме всего прочего в аналитической и методической работе, а также наличие курсов ППК, 5 баллов — участие в работе Интернет-сообществ или наличие собственного блога (сайта).

Критерии в соответствии с ФГОС

Предлагаю вам перечень критериев, т.е. что именно нужно готовить к аттестации, остановлюсь на наиболее важных моментах, от которых будет зависеть ваш общий результат:

  1. У вас должна быть авторская образовательная программа, которая желательно чтобы была утверждена хотя бы на муниципальном уровне, либо на уровне региона, что еще лучше. Наличие адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ приветствуется и поощряется дополнительными баллами, а если она реализуется от 1 до 3 лет, то баллы повышаются за каждый год.
  2. Ваши воспитанники должны участвовать в различных конкурсах, фестивалях, выставках, турнирах и соревнованиях. Баллы даются за победы и призовые места, а также за участие в зависимости от статуса мероприятия. Чем выше статус — тем выше баллы. За призовые места применяется дополнительный коэффициент.
  3. Наличие хотя бы 5-летнего стажа работы в коллективе со званием «Образцовый детский коллектив» позволяет получить дополнительные 4 балла.
  4. Что касается повышения квалификации, то курсы продолжительностью 16 ч и более дают вам 3 балла (сюда же относятся и рекомендуемые мной вебинары, часы которых суммируются), при курсах от 48 часов и более — 4 балла, а курсы по профилю выше 108 ч — 5 баллов.
  5. Использование современных образовательных технологий и методов также очень важно. При использовании отдельных элементов в зависимости от уровня, вы получаете 2 или 3 балла, используя в системе и эффективно применяя — 4 балла, при наличии собственной системы приемов и методов — 5 баллов.
  6. Наличие целостного обобщенного опыта и его обобщение на уровне учреждения дает 2 балла, на муниципальном уровне — 3 балла, на региональном уровне — 4 балла, на всероссийском уровне — 5 баллов. Я думаю, что у каждого из вас есть свои наработки даже при небольшом стаже работы. Осталось это лишь грамотно оформить и защитить, либо провести мастер-класс, открытое занятие и т.д.
  7. Очень важна публикация методических материалов, как в онлайн ресурсах, так и в печатных изданиях, но об этом я уже говорила выше, не буду повторяться.
  8. Поощряется баллами и общественная деятельность педагога, в том числе профсоюзная и депутатская.
  9. Благодарности, грамоты, удостоверения, врученные педагогу за профессиональные достижения в межаттестационный период, также учитываются.
  10. Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства, авторских программ, методических разработок оцениваются в зависимости от уровня конкурса.
  11. Дополнительные 20 баллов можно получить за наличие ученой степени или ученого звания по профилю работы, а также за наличие государственных наград, почетных званий СССР, РФ или бывших республик СССР.
  12. И если баллов не хватает, тогда можно получить 4 или 5 баллов за проведение занятия или прохождение теста.

Вот так выглядит образец части оценочного листа.

Это важно знать

Ожидается, что уже в 2017 году педагоги, учителя и воспитатели будут проходить аттестационный процесс несколько иначе, будут введены новые правила и положения. И не факт, что они будут проще или легче имеющегося варианта. Поэтому, если у вас есть возможность и желание, не затягивайте с аттестацией. Даже если у вас есть первая категория, и уже прошло 2 года с момента ее получения, вполне можно пробовать себя на высшую, а не ждать еще 3 года.

В 2017 году обязательная аттестация ждет всех, кто проходил ее 5 лет назад, а также тех, кто преждевременно изволит желание ее повысить. Работодатель не имеет права привлекать к переаттестации следующих работников (только по их желанию):

  • беременных женщин;
  • педагогов, имеющих квалификационную категорию менее 5 лет;
  • работники, которые трудятся с области образования не более 2 лет;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • не работающих более 4 месяцев в связи с болезнью.

Ну что же, на этом пока все. Думаю. Что дала вам много материала для размышлений. Если какие-то вопросы остались не раскрыты или непонятны, то не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, разберемся вместе. Цели и задачи аттестации — это повышение профессионализма педагога, а также повышение его зарплаты, чего я вам и желаю! Делитесь с друзьями статьей в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога!


С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рецензия на программу: где получить и как она выглядит?

Привет, дорогие мои читатели, друзья и случайные гости блога! Татьяна…

Лекция 1.9. Тема: Аттестация педагогических и руководящих кадров в дошкольном учреждении

Вопросы:

1.Понятие, цель аттестации и основные принципы.

2.Аттестационная комиссия, ее состав, процедура создания.

3.Порядок проведения аттестации.

4. Изучение педагогической деятельности аттестуемых. Нормативные критерии уровня квалификации педагогов.

5. Цель, организация и проведение квалификационного экзамена. Решения, принимаемые по результатам аттестации.

6. Контроль за правильностью проведения аттестации.

Литература:

1. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб.пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -432 с.

2. Палажэннеабатэстацыiпедагагiчныхработнiках сiстэмыадукацыi (акромявышэйшыхнавучальныхустаноу) Рэспублiкi Беларусь // Пралеска. – 2001. -№ 4. С. 3-5.

3. Котенева, Л.Н. Организационно-методическая работа руководителя дошкольного учреждения по изучению и обобщению передового педагогического опыта / Л.Н. Котенева, Т.И. Чуйко.- Мозырь ООО ИД «Белый ветер»,2005.-380 с.

4. Кротко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности / А.Н. Кротко, Гуз, А.А.-Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003.-380 с.

5. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК: в 2 ч./Т.П. Колодяжная.- Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002.-Ч.1.-128с.

Читать еще:  В какой налоговой нужно регистрировать патент?

Понятие, цель аттестации и основные принципы

Аттестация – комплексная экспертиза деятельности педагогических и руководящих кадров дошкольного учреждения на соответствие присвоения, подтверждения или снижения квалификационных категорий.

Аттестация педагогических работников является мораль­ным стимулом профессионального роста педагога, а также является материальным стимулом повышения заработной платы. Стоит отметить, что разница в зарплате между I квалификационной категорией и высшей незначительна, поэтому в дошкольных учреждениях педагоги неохотно идут на повышение категории, они обычно стремятся подтвердить ту категорию, что имеют.

Аттестация педработников происходит на основании Положение об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь (приказ МО РБ от г. № 1). В соот­ветствии с этим Положением разрабатываются региональные положения о формах и процедуре аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестуемому работнику предоставляется право выбора вариативных форм аттестации:

– курсы подготовки к высшей и первой категории (для образовательных учреждений областного подчинения);

– экспертное заключение профессиональной деятельности;

– творческая работа с рецензированием в институте повы­шения квалификации;

– самоанализ за последние 5 лет (при подтверждении за­явленной категории).

Все перечисленные формы аттестации завершаются квали­фикационным экзаменом в институте повышения квалификации (ИПК).

Целью аттестации педагогических работников является стимулирование роста их научно-теоретического уровня, профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышения их престижа и авторитета.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, которые обеспечивают объективные, корректные, гуманные отношения к педагогическим работникам.

При аттестации педагогических работников определяется уровень квалификации, итоги трудовой деятельности, их деловые и личностные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении или снижении квалификационных категорий.

Итоги аттестации педагогических работников являются основой их дифференцированной оплаты труда.

Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности.

Аттестационная комиссия, ее состав, процедура создания

Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования. Для ее проведения на собрании педагогического коллектива, на котором должна присутствовать большая половина педагогических работников, путем тайного голосования выбирается аттестационная комиссия в составе не менее чем из пяти членов. Избранными в нее могут быть, как правило, педагоги высшей и первой категории, которые получили большее количество голосов членов педагогического коллектива, принявших участие в голосовании.

В состав аттестационной комиссии входят дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования.

Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.

Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и до 1 октября должен быть доведен до ведома педагогических работников. В работе аттестационной комиссии с правом решающего голоса могут принимать участие по одному представителю вышестоящих органов управления образования и комитетов профсоюза.

Для аттестации педагогических работников учреждений образования, в которых из-за малого количества педагогических работников невозможно создать аттестационную комиссию в определенном количестве и для рассмотрения конфликтных ситуаций, создаются аттестационные комиссии органов управления образования. Перечень учреждений образования, работники которых аттестуются этими комиссиями, определяется приказом руководителя органа управления по согласованию с соответствующим органом профсоюза.

Аттестационная комиссия органа управления образованием в составе не менее чем 7 человек создается его руководством из числа представителей подведомственных учреждений образования и методических служб. В состав комиссии включаются по одному представителю органа управления и соответствующего органа профсоюза. Персональный состав комиссии оформляется приказом органа управления образования и до 1 октября доводится до ведома работников всех подчиненных учреждений образования.

Срок полномочий аттестационной комиссии один год.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1141 ;

Аттестация воспитателей

  • Имеет ли право работодатель в прохождении аттестации. Воспитатель детского сада.
  • Сохраняется ли аттестация старшему воспитатели при переходе на работу воспитателем.
  • Могут ли уволить воспитателя из за того тот не смог пройти аттестацию?
  • Отказать воспитателю в добровольной аттестации на высшую категорию.
  • Кто должен ознакомить воспитателя с положением об аттестации и в какой срок до неё?
  • Аттестация воспитателей детских садов
  • Аттестация воспитателей детского сада
  • Аттестация на соответствие воспитатель

1.1. Аттестацию организовывает работодатель. В положении об аттестации организации прописывается весь порядок
Желаю Вам удачи и всех благ!

2. Имеет ли право работодатель в прохождении аттестации. Воспитатель детского сада.

2.1. Хотелось бы ответить на Ваш вопрос, но он не четко сформулирован. На что имеет право работодатель? Или не имеет?
Уточните пожалуйста и я Вам обязательно отвечу!
Всего хорошего!

3.1. Каждый год можно подавать документы на аттестацию.

4.1. Это правомерно, если они справляются со своими обязанностями. А что вы хотите, чтобы на эти нищенские должности шли кандидаты и доктора наук? ВЫ же понимаете, в какой стране живете, надеюсь?

5. Сохраняется ли аттестация старшему воспитатели при переходе на работу воспитателем.

5.1. аттестация старшему воспитатели при переходе на работу воспитателем сохраняется. Квалификация и должность разные правовые основания.

6.1. Во первых напишите заявление в комиссию, что вы не можете по состоянию вашего здоровья принимать участие на аттестации (готовитесь стать матерью к примеру)
И далее не ходите на аттестацию.

7.1. Можно. Только у Вас аннулируют категорию, если в установленный срок не пройде переаттестацию. Пишите заявление в аттестационную комиссию об отзыве заявления на аттестацию.

8.1. Аттестация на категорию – по желанию педагогического работника, с состоянием здоровья никак не связан. Ежегодно Вы проходите обязательный мед. осмотр. Если проходите его успешно, противопоказаний к работе врачи не установили, то работодателю бояться нечего.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) “Об образовании в Российской Федерации”
Статья 49. Аттестация педагогических работников
1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

9.1. Аттестацию педагогов ваша заведующая не имеет право проводить это не её компетенция вообще, а специальными аттестационными комиссиями по ст 49
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

10.1. Если аттестация пройдена, имеется стаж, а по профстандарту должны быть навыки, умения, отсутствие ограничения по здоровью и отсутствие судимости. У Вашей супруги – Образование специальное, не ниже среднего, если учится на 4 курсе, то этого будет достаточно, для того, чтобы работать по занимаемой должности.

11.1. с 2016 года работодатели при приеме на работу обязаны руководствоваться квалификационными требованиями профессиональных стандартов. Но так как Вы приняты на работу раньше и закон обратной силы не имеет уволить Вас по этому основанию нельзя.

12.1. Верховный Суд РФ упомянул в своем первом в нынешнем году обзоре судебной практики определение от 31.07.2017 N 81-КГ 17-9. Данным определением был разрешен спор между социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и его работницей. Женщина работала в учреждении воспитателем и в связи с этим требовала от работодателя предоставления гарантий, установленных для педагогических работников, занимающих соответствующую должность (удлиненный отпуск, сокращенное рабочее время).

Хотя должность воспитателя и включена в Номенклатуру должностей педагогических работников, судьи в удовлетворении требований работнику отказали. В силу ст. 2 Закона об образовании педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, – это организации, осуществляющие соответствующий вид деятельности на основании лицензии.

В итоге суд пришел к выводу, что гарантии, предусмотренные законом для педагогических работников, предоставляются воспитателям, состоящим в отношениях с организацией социального обслуживания, только в том случае, если такая организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.

13.1. Да, категория Ваша должна сохраниться, если ранее была присвоена законно и заслужено. Аннулировать категорию не имеют право.

Новая аттестация педагогических работников в 2020 году

Стало известно, что в школах вводится новая аттестация педагогических работников в 2020 году. Последние изменения, по мнению разработчиков новой системы оценки педагогической квалификации, должны будут помочь исправить недостатки в российском современном образовании.

Недостатки действующей системы аттестации российских педагогов

После распада СССР российское образование претерпело большие изменения с 1991 года. Одни реформы отменяли другие, на учителей накладывалось все больше бумажной работы по составлению отчетов. Вводились новые методические разработки по работе с учениками, сокращалось количество учебных часов традиционных предметов средней школы, вводились новые предметы.

В общем и целом за десятилетия реформ российской школы существенно снизился общий уровень образования выпускников. При этом педагоги обязаны всякий раз подтверждать свой уровень профессиональной квалификации, собирая огромное количество справок, дипломов и других документов из профцентров повышения профессиональной квалификации.

Чиновники министерства образования считают, что современная система аттестации педагогов имеет большое количество недостатков и не позволяет выполнять поставленные Президентом РФ задачи поднятия уровня российской школы на мировой арене.

По мнению подчиненных Ольги Васильевой, возглавляющей Министерство образования, в старой системе аттестации педагогов есть ряд существенных недостатков:

  • каждый учитель должен постоянно собирать документы, подтверждающие рост его профессионального уровня;
  • при проведении аттестации не используется единая система оценки педагогов России: каждый регион делает это по-своему;
  • прохождение курсов сертификации и профподготовки в конечном итоге не влияет на рост изменения категории учителя и его карьерный рост.

Получается, что нововведения в лучшем случае ничего не меняют, а в худшем только еще больше усложняют и без того непростую жизнь современного учителя.

Как будет проводиться по новому аттестация педагогов в школе

Новая аттестация педагогических работников в 2020 году, согласно последним изменения, в СПб и в других российских городах будет опираться на объективные данные в оценке специалистов.

Для этого вводятся новые формы оценки – ЕФОМы (Единые федеральные оценочные материалы), состоящие из трех блоков оценки:

  • письменный экзамен по профильной дисциплине, в котором нужно будет суметь продемонстрировать не только знание самого предмета, но и методические навыки, умение планировать урок, полностью раскрывать тему;
  • видеозапись урока, по которой можно судить об умении коммуникации педагога с учениками и план-конспект к нему, подобранные самостоятельные работы учеников с оценкой учителя;
  • план решения нестандартной ситуации, связанной с его профессиональной деятельностью.

Аттестация педагогических работников в 2020 году с последними изменениями будет проводиться для всех учителей в школе. Выпускники педагогических ВУЗов будут сдавать вводящий в профессию экзамен. После этого через два года им придется сдавать общий экзамен. Учителя со стажем будут проходить такую проверку каждые 5 лет.

Кто будет заниматься оценкой работ, не уточняется пока. Известно, что оцениваться профпригодность и уровень квалификации будут по конечному результату воспитательного процесса, учету индивидуальных особенностей учеников, нахождению мотиваций детей к учебному процессу.

Планируется, что благодаря новой аттестации педагогических работников в 2020 году, с последними изменениями в которой успели уже познакомиться 19 регионов, выбранных в качестве пилотной площадки, будет свой «педагогический кейс», который поможет администрации быстрее находить более талантливых и успешных учителей, мотивировать их к карьерному росту.

Дополнительные критерии оценки профессиональной деятельности учителя и форма оценки

Дополнить ЕФОМы, разработка которых еще не закончена, планируется еще тремя вилками оценок. Они будут находиться в ведомстве школьной администрации, которая должна будет составлять рекомендательную справку увольняющимся педагогам, вести анализ обучения учеников каждого педагога, собирать отзывы выпускников о каждом учителе.

Читать еще:  Закон о наследовании в России

Высший бал составляет 100. Для ЕФОМов хорошей оценкой считается 60 или немного меньше баллов. За хорошую успеваемость учеников будет начисляться до 25 баллов. 10 баллов прибавит к оценке учителя хороший отзыв руководства школы, в которой он работает, а 5 – положительные отзывы учеников.

Процедурная сторона аттестации учителей

Аттестация педагогических работников в 2020 году, последние изменения которой насторожили РК, будет проводиться по результатам ЕФОМов, к которым потом добавят дополнительные баллы. Родительские комитеты переживают, что при такой сложной и ответственной процедуре у педагогов просто не останется сил и времени на обучение детей.

Также непонятно, какое время уйдет на изучение результатов таких экзаменов, насколько объективной будет оценка, и кто в регионах будет отвечать за проведение такого квалификационного экзамена для учителей.

Непонятно, как нужно будет проводить аттестацию педагогических работников в 2020 году с последними изменениями в ДШИ, чтобы присвоить сотрудникам тот или иной уровень квалификации и повысить им зарплату.

Детские школы искусства являются дополнительной ступенью образования. За обучение родителям приходиться платить. Основной упор делается на развитие ребенка, а не на достижение им определенных результатов в обучении рисованию, лепки и другим техникам искусства.

Что думают учителя о новой аттестации

Российские педагоги озабочены введением федеральных стандартов компетенции учителей. Они сегодня уже и так занимаются в большом объеме бумажной работой, составляя необходимые отчеты.

Экзамены могут отпугнуть молодежь от работы в школе, если сразу после вуза снова предлагается сдавать экзамен для того, чтобы получить малооплачиваемую работу в средней школе или в детском саду.

Учителя недовольны тем, что отменяется автоматическое присвоение 2 категории профессиональной подготовки тем, кто отработал в школе 20 лет. Педагоги считают, что в результате введения такой системы оценки у них понизится уровень заработной платы.

Многим непонятны новые должности:

  • простой педагог;
  • старший педагог;
  • ведущий учитель.

Если в больших городских школах еще возможно выстроить из этих должностей иерархию, мотивирующую педагога к карьерному росту, то в сельских школах с небольшим коллективом учителей она теряет всякий смысл. Кроме того, упор на карьерный рост немного отпугивает. Может получиться так, что стремясь, вырасти профессионально, учителя просто не будут делать основной акцент в своей работе на детей.

Будем надеяться, что последние изменения, которые коснулись аттестации педагогических работников в 2020 году, пойдут только на пользу.

Подводя итоги

Все что нужно знать о нововведениях в школе, связанных с проверкой профессиональной квалификации:

  1. Вводится единый федеральный стандарт, состоящий из трех этапов проверки.
  2. Учителям больше не будут автоматически подтверждать квалификацию за общий стаж работы в школе, превышающий 20 лет.
  3. Выпускники педвузов также должны будут сдавать квалификационный экзамен при поступлении на работу.
  4. Проводиться проверка квалификации будет раз в пять лет.

Аттестация педагогических работников

Приказ министерства образования Ставропольского края от 14 мая 2020 года № 98-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 10 апреля 2020 года № 80-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 11 марта 2020 года № 54-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 06 февраля 2020 года № 30-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 26 декабря 2019 года № 379-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 12 декабря 2019 года № 344-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 05 ноября 2019 года № 321-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 02 октября 2019 года № 297-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 28 июня 2019 года № 203-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 31 мая 2019 года № 164-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 26 апреля 2019 года №130-лс « Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 28 марта 2019 года № 92-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 14 марта 2019 года № 85-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерсва образования Ставропольского края от 06 февраля 2019 года №49-лс «Об установлении квалификационныз категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 25 декабря 2018 года № 427-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 26 ноября 2018 года № 365-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 08 октября 2018 года № 328-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 03 июля 2018 года № 242-лс «Об установлении соответствия занимаемой должности»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 26 июня 2018 года № 234-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 18 мая 2018 года № 184-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 23 апреля 2018 года № 164-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 26 марта 2018 года № 137-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования Ставропольского края от 27 февраля 2018 г. № 95- лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 05 февраля 2018 г. № 57 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 14 декабря 2017 г. № 564 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 17 ноября 2017 г. № 510 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 24 октября 2017 г. № 464 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 10 октября 2017 г. № 442 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 27 июня 2017 г. № 289 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 26 мая 2017 г. № 254 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 27 апреля 2017 г. № 193 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 28 марта 2017 г. № 143 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 27 февраля 2017 г. № 91 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 01 февраля 2017 г. № 43 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 29 декабря 2016 г. № 644 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 ноября 2016 г. № 565 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 02 ноября 2016 г. № 518 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 10 октября 2016 г. № 467 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 июня 2016 г. № 300 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 09 июня 2016 г. № 256 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 27 апреля 2016 г. № 179 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 04 апреля 2016 г. № 113 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 09 марта 2016 г. № 70 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 10 февраля 2016 г. № 39 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 31 декабря 2015 г. № 600 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 10 декабря 2015 г. № 530 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 25 ноября 2015 г. № 478 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 03 ноября 2015 г. № 417 – лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 14 октября 2015 года № 354-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 10 июля 2015 г. № 221-лс «Об установлении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 11 июня 2015 года № 175-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 20 мая 2015 года № 150-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 20 апреля 2015 года № 106-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 11 марта 2015 года № 63-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 18 февраля 2015 года № 41-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 28 января 2015 года № 22-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 22 декабря 2014 года № 621-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 11 декабря 2014 года № 565-лс «О присвоении квалификационных категорий»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 31 декабря 2015 г. № 602 – лс «О внесении изменений в приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 25 ноября 2015 г. № 478-лс»

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 31 декабря 2015 г. № 601 – лс «О внесении изменения в подпункт 14 пункта 2 приказа министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 20 мая 2015 г. № 150-лс»

Проект приказа минимстерства образования и молодежной политики Ставропольского края “О внесении изменений в административный регламент предоставления министерством образования и молодежной политики Ставропольского края государственной услуги «Организация и проведение аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Ставропольского края, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 09 февраля 2015 года № 131-пр”

Пояснительная записка к проекту приказа министерства образования и молодежной политики Ставропольского края «О внесении изменений в административный регламент предоставления министерством образования и молодежной политики Ставропольского края государственной услуги «Организация и проведение аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Ставропольского края, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 09 февраля 2015 года № 131-пр»

Читать еще:  Как быстро продать загородный дом?

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образовании науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276

Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образовании науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 июня 2016 г. № 811-пр “О внесении изменений в административный регламент предоставления министерством образования и молодежной политики ставропольского края государственной услуги “Организация и проведение аттестации педагогических работников и руководителей государственных образовательных организаций Ставропольского края, педагогических работников муниципальных и частных образовательных организаций, расположенных на территории Ставропольского края”.

Административный регламент предоставления министерством образования и молодежной политики Ставропольского края государственной услуги “Организация и проведение аттестации педагогических работников и руководителей государственных образовательных организаций Ставропольского края, педагогических работников муниципальных и частных образовательных организаций, расположенных на территории Ставропольского края”

Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 09 февраля 2015 года № 131-пр « Об утверждении административного регламента предоставления министерством образования и молодежной политики Ставропольского края государственной услуги “Организация и проведение аттестации педагогических работников и руководителей государственных образовательных организаций Ставропольского края, педагогических работников муниципальных и частных образовательных организаций, расположенных на территории Ставропольского края »

Как проходит аттестация воспитателей

Аттестация воспитателя — это особая проверка работников ДОУ. Она подтверждает, соответствует ли педагог должности, может ли претендовать на более высокую квалификационную категорию. Правила организации и проведения процедуры, ее регулярность определены законодательством.

Последние изменения по аттестации

Основной задачей аттестации воспитателей является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, законом 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.

С 2019 года в нашей стране идет эксперимент в сфере педагогики. Протоколом Президиума Совета при президенте РФ от 24.12.2018 утвержден паспорт нацпроекта «Образование».

Проект предполагает изменить подход к тому, как проходит аттестация воспитателей. Он устанавливает повышение профессионального мастерства в процессе непрерывного образования и прохождение на добровольных основах независимой оценки профквалификации. Для этого в стране по распоряжению Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-140 создают структуру центров двух видов:

  • для непрерывного обучения педагогических работников (ЦНППМ);
  • для оценки профессионализма и уровня квалификации (ЦОК).

Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивают требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.

Предполагается, что проверки воспитателей по новым правилам начнут проводить с 2020 года. Периодичность и разделение процедуры на обязательную и добровольную сохранятся.

Когда проводится

В настоящее время существуют два вида аттестации:

  1. Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. В соответствии с порядком проведения процедуры, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
  2. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационного уровня. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводят ее по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Два года — срок, предусмотренный для высшей категории. При установлении первой категории заявление представляют вне зависимости от срока работы в учреждении (п. 29 приказа № 276). Если в проверке отказано, повторную заявку подают через год после отказа.

Если квалификация не подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, подает заявку для получения первой. Если у сотрудника была высшая, то она аннулируется. Работник в дальнейшем подает заявление о присвоении высшей категории.

Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая пожизненно, отменено. Теперь подтверждают свою квалификацию и проходят проверку каждые пять лет.

Список необходимых документов

Для прохождения проверки необходимо предоставить следующие документы на аттестацию на соответствие воспитателя занимаемой должности в ДОУ:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя.
  2. Копия результата прохождения предыдущей проверки (если она была).
  3. Копии дипломов, подтверждающих профильное образование (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Документы, подтверждающие наличие первой или высшей категории.
  5. Если менялась фамилия, копии сопутствующих документов (свидетельство о браке, например).
  6. Представление с места работы, которое служит подтверждением профессиональной компетенции работника.
  7. Может пригодиться портфолио.

Кроме того, педагог предоставляет аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2020. Этот документ не только описывает проделанную работу, но и представляет собой некий самоанализ педагогической деятельности педагога ДОУ для аттестации.

Как составить заявление

Зачастую основанием для проведения является заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2020 год) по ФГОС (или на первую). Документ составляется по установленному образцу. В правом верхнем углу указываются аттестационная комиссия, в которую направляется заявка, и ее адрес. Вписываются данные заявителя: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, адрес электронной почты. Желательно указать все контактные данные.

Далее посередине строки пишется название документа и цель. Например: «Заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории».

Затем идет сам текст заявки на аттестацию воспитателя, в которой указывают:

  • просьбу об аттестации на выбранную категорию;
  • информацию о квалификации и сроке ее действия;
  • основания для присвоения;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если работник имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, их все желательно отразить, приложив подтверждающие документы.

Составляя заявление, особое внимание уделяют педагогическим достижениям воспитателя. Например, использование инноваций на занятиях, методические разработки, использование мультимедийных презентаций. К заявлению прикладывают примеры таких разработок. Они будут показывать уровень компетентности педагога.

Как заполнить аналитическую справку

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя показывает уровень квалификации педагога. В ней указывают все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

  • аннотация;
  • аналитическая часть;
  • проектная часть;
  • заключение;
  • приложения.

В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя, например, содержит данные о заявителе:

  • Ф.И.О.;
  • данные об образовании;
  • общий стаж;
  • стаж работы воспитателем;
  • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
  • уровень квалификации (категория) в настоящее время.

Далее в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа:

  1. Цели и задачи деятельности педагога.
  2. Анализ результатов педагогической деятельности.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
  8. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать.
  10. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  11. Дата и личная подпись заявителя.

Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии.

Этот документ — своеобразный самоанализ педагога для такого процесса, как аттестация воспитателей на первую категорию в 2020 году. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, являются достоверными и подтверждаются дополнительно приложенными официальными бумагами.

Как проходит аттестация

Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то квалификационная категория теряется, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если работник утратил высшую категорию, позже он подает заявление на аттестацию на высшую категорию воспитателя (в 2020 году), чтобы восстановить ее.

Программы Министерства образования по аттестации воспитателей нет в свободном доступе. Подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и собственные знания.

Существуют работники, которые освобождаются от прохождения обязательной проверки и оценки знаний. Среди них:

  • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

Проверка знаний первых четырех групп сотрудников производится спустя два года после выхода на работу.

Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее входят представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.
  2. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
  3. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
  4. Проведение проверки.
  5. Оформление результатов аттестации.

Как проходит добровольная аттестация

Все воспитатели проходят добровольную оценку. Такая возможность заинтересует специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.

Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить знания в следующий раз он сможет через год.

Каждый сотрудник при желании самостоятельно инициирует проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.

Порядок проведения добровольной аттестации воспитателей на соответствие квалификации и оценки знаний включает этапы:

  1. Проверка заявления.
  2. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
  3. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
  4. Оценка.
  5. Оформление результатов.

Примеры тестовых заданий

Тестовые задания формируются Министерством образования. В каждом наборе тестов определяется его назначение, структура и содержание. То есть все вопросы тематически разделены на разделы, которым дается краткое описание и указано количество вопросов с указанием максимального количества баллов, которое набирают.

По итогам тестирования на руки кандидату выдается справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования на высшую категорию следует набрать не менее 90 баллов.

Готовиться к процедуре желательно заранее. Для этого изучают требования, предъявляемые для квалификационной категории, на которую претендует воспитатель. После этого собирают материал: грамоты, дипломы, сертификаты, разработанные методические программы и так далее. Ну и желательно аналитический отчет писать не в последний день перед днем проверки квалификации.

Приведем примеры вопросов, которые содержатся в тесте во время аттестации воспитателей.

Какие образовательные области соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • физическое, эстетическое, умственное воспитание, развитие речи и др.;
  • физическая культура; безопасность; социализация; коммуникация; познание; труд и др.;
  • экологическое, патриотическое, трудовое воспитание и др.

Какие виды деятельности являются ведущими в дошкольном возрасте:

  • игровая деятельность;
  • учебная деятельность;
  • предметная деятельность.

В образовательном процессе родители (лица, их заменяющие) воспитанников выступают в роли:

  • контролеров образовательного процесса;
  • помощников в организации образовательного процесса;
  • участников образовательного процесса.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector