Регистрация объекта недвижимости без разрешения на строительство
Регистрация объекта недвижимости без разрешения на строительство
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 “О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости”
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий “объект недвижимости” и “объект капитального строительства”, а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.
По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, далее – Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.
Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.
По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.
Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.
Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.
В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.
Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.
В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.
При этом следует отметить, что положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.
Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.
Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, вступающего в силу 1 января 2017 г.
Заместитель директора Департамента недвижимости |
М.В. Бочаров |
Обзор документа
Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.
В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.
Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.
По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома). При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект. Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права.
При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной.
Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.
Как узаконить уже построенный дом?
– Есть дом, который построен без разрешения на строительство. Сейчас надо его получить, чтобы подвести коммуникации. Как это сделать? Что за это будет? И при чем тут дачная амнистия? Можно ли получить разрешение на строительство втихую: они же не знают, построен дом или нет?
Отвечает управляющий партнер в агентстве недвижимости «Загородный стиль» Петр Манько:
На сегодняшний день, например, в Ленинградской области нет препятствий для получения разрешения на строительство и последующей регистрации права собственности на уже построенный жилой дом. Процедура довольно простая.
- Вам необходимо обратиться в районную администрацию или МФЦ с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, приложив к заявлению копии паспорта и документа, подтверждающего право собственности на объект.
- На основании актуальной топографической съемки подготовить схему планировочной организации участка и вместе с полученным ранее градостроительным планом повторно обратиться в районную администрацию или МФЦ с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
- Заключить договор с кадастровым инженером, сделать внутренние обмеры дома и привязку дома к координатам земельного участка, подготовить технический план здания.
- Обратиться в местную администрацию с заявлением о выдаче постановления о присвоении адреса жилому дому на основании сформированного технического плана. Далее – получить постановление, обновить технический план и подать заявление на постановку на кадастровый учет и одновременную регистрацию права на жилой дом в МФЦ. Результатом оказания услуги будет выписка из ЕГРН на жилой дом, подтверждающая право собственности. Основные причины отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома – нарушение градостроительных норм в части заступа границ дома за границы разрешенного пятна застройки.
Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:
Дачная амнистия – это упрощенный способ регистрации права собственности на построенный «втихую», как в Вашем случае, дом. Суть ее в следующем: Вы декларируете строительство дома на принадлежащем Вам земельном участке, прикладываете документы БТИ и предъявляете все это в органы Росреестра (через систему МФЦ). Результат – наличие зарегистрированного права на данный дом, как на объект жилой недвижимости.
Однако наличие или отсутствие права собственности не влечет обязанности эксплуатирующих служб подвести к дому коммуникации и, более того, подключить их. В настоящее время Ваш дом имеет статус самовольной постройки, как построенный без получения необходимых разрешений. Административным кодексом РФ предусмотрен штраф в размере 7 тысяч рублей за возведение такого объекта на земельном участке без получения соответствующих разрешений.
Для того чтобы получить разрешение на строительство, а потом – акт ввода дома в эксплуатацию, Вам потребуется обратится в местную (поселковую) администрацию, представив документы, подтверждающие право собственности (аренды) на земельный участок, документы, подтверждающие технические характеристика построенного здания, в том числе обмеры БТИ. Возможно, Вам также потребуется провести соответствующую строительно-техническую экспертизу.
Вместе с тем, с учетом частичного завершения периода «дачной амнистии» 01.03.2018 г., Минфин РФ готовит законопроект, по которому для домов частной застройки площадью менее 500 кв. метров введут уведомительный порядок: о факте строительства достаточно будет уведомить местную (поселковую) администрацию.
В этом случае единственным, что может потребоваться при подключении дома к коммуникациям, будет заключение эксперта о наличии или отсутствии такой технической возможности и о соблюдении при строительстве дома всех необходимых законом строительных требований и правил.
Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», гендиректор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров:
Если на Вашем участке, назначение которого предусматривает строительство жилого дома (ИЖС, садоводство, ЛПХ), ранее не было зарегистрировано строений или строения утрачены (из-за пожара, например), то зарегистрировать строение без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию можно. По упомянутой Вами дачной амнистии, которую сейчас продлили. То есть для подключения коммуникаций необходимо оформить собственность на жилой дом. Сейчас Вы это можете сделать в упрощенной форме, подав заявление в МФЦ. Возможно, потребуется произвести обмеры нового строения проектной организацией и заплатить пошлину.
Если же Вы реконструируете ранее построенный дом, то на такие реконструкции дачная амнистия не распространяется. Тогда Вам будет необходимо пройти весь цикл: от получения разрешения на реконструкцию до ввода в эксплуатацию.
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
С 2016 года кадастровая палата, действительно, не выдает технический план без разрешения на строительство. Для домов, расположенных на земельных участках для ИЖС или ЛПХ, есть определенные правила: Вы предоставляете технический план и только на его основании регистрируется право собственности. Для получения кадастрового паспорта необходимо получить разрешение на строительство. Для этого нужны следующие документы: технический план, ГПЗУ, а также соответствующие документы на землю.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Регистрация жилого дома: инструкция регистрация права собственности дома на земельном участке
Очередные поправки в законодательство изменили порядок регистрации жилых и садовых домов. С августа 2018 года было отменено разрешение на строительство для ИЖС и введен уведомительный порядок. Изменения направлены на борьбу с самостроем, так как они должны были уменьшить бумажную волокиту.
Содержание
Как это было раньше
Раньше для строительства нужно было получить разрешение на строительство. Владельцы нежилых садовых домов были избавлены от необходимости получения разрешения на строительства. Заявление с пакетом документов нужно было подать в Росреестр.
Постановка дома на учет и регистрация прав проходили в несколько этапов:
- Получение разрешения на строительство дома. Для садовых и дачных построек, не предназначенных для постоянного проживания, это не требовалось.
- Получение технических документов на построенный дом. Эти документы необходимы для дальнейшей регистрации прав. Они отражают технические характеристики строения, необходимые для внесения в кадастр.
- Подача заявления в Росреестр. В МФЦ нужно заполнить заявление и приложить к нему разрешение на строительство, технические документы, копию паспорта и квитанцию об уплате госпошлины. Правоустанавливающие документы на землю можно не предоставлять, так как эта информация содержится в ЕГРН. Сотрудник МФЦ принимает документы, выдает расписку и дату, когда можно прийти за выпиской из ЕГРН на дом.
- Получение выписки. Процедура регистрации дома занимает 7 дней с момента подачи заявления. К этому сроку нужно добавить еще 2-3 дня. Это законно и связано с особенностями межведомственного взаимодействия. В дату, указанную сотрудником МФЦ, вы приходите за выпиской. Выписка из ЕГРН содержит в себе все сведения об объекте недвижимости и будет подтверждением ваших прав собственности на него.
Введение уведомительного порядка сильно изменило и процедуру строительства, и процедуру регистрации.
Основные изменения в 2020 году
Отмена разрешений – не единственное изменение в законах:
- Уточнили характеристики, которым отвечает жилой частный дом.
- Отменили понятие «дачный дом», теперь есть только две категории – жилые и садовые дома.
- Ввели единый уведомительный порядок строительства, который распространяется и на жилые, и на садовые дома.
До начала строительства
Перед началом строительства застройщик подает уведомление в орган местного самоуправления. В нем он указывает информацию о себе, земельном участке и планируемом строении.
Важно. Подача уведомления сама по себе не может быть стартом к строительству. Местные власти должны проверить поданную вами информацию и дать ответ. Это может быть уведомление о соответствии градостроительным нормам или обоснованный отказ.
После того, как ответ от местной администрации получен, можно начинать стройку. Действует уведомление 10 лет, так же, как раньше действовало разрешение.
Подать уведомление можно разными способами:
- Почтовым отправлением.
- В личном обращении в администрацию.
- Через МФЦ.
- Через сайт госуслуг.
Ответ от уполномоченного органа вы получите удобным для вас способом. Его можно указать на бланке уведомления.
Одно из ключевых отличий нового порядка – теперь уведомлять нужно и о строительстве на землях СНТ.
Уведомление заполняют по форме, разработанной Минстроем:
- О строительстве и реконструкции. Его нужно подавать, когда вы только планируете строить дом или реконструировать старый.
- Об изменении параметров. Когда в процессе строительства возникает необходимость изменить параметры дома, об этом также нужно уведомить администрацию. Иначе потом невозможно будет поставить дом на учет и зарегистрировать права.
- Об окончании работ. Этот бланк нужно заполнять после того, как стройка завершена.
Образец для заполнения
Скачать утвержденный типовой бланк-образец для заполнения: Уведомление о начале строительства.
Уведомительный порядок планировался быть проще и удобнее для застройщиков, чем получение разрешения на строительство, на практике оказалось все немного сложнее чем звучит. Строить по нему можно только жилые и садовые дома, которые соответствуют требованиям:
- Отдельно стоящий дом, который невозможно разделить на несколько самостоятельных объектов недвижимости. Если вы планируете строить дом, который будет разделен на квартиры, вам как раньше нужно будет получать разрешение.
- Высота не более 12 метров, этажность – максимум 3 этажа, включая подземные.
- Дом не может использоваться с коммерческими целями.
Кроме того, планируемое здание должно соответствовать градостроительным нормам.
Сама по себе подача уведомления в администрацию – это еще не старт к началу строительства. Сначала нужно дождаться ответного уведомления от местных властей о том, что планируемое строение соответствует всем нормам и его можно строить. Если что-то будет не соответствовать, администрация вам откажет. Тогда нужно либо исправлять ошибки, либо строить через получение разрешения.
Любые хозяйственные постройки – бани, гаражи, беседки, сараи – можно строить без уведомлений. Изменения в законодательстве их не затронули.
Важно! Введение уведомительного порядка не отменило необходимость согласования строительства в разных инстанциях. Возможно, потребуется получить согласие от Культурного наследия, Росавиации, Роснедр и т.д. Необходимость в таких согласованиях зависит от разных условий. Например, получать разрешение от Росавиации требуется в тех случаях, когда участок находится недалеко от аэропортов.
Требуется ли согласование в вашем случае, можно узнать на бесплатной консультации специалиста «Геомер групп». Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам.
Получение согласований в уполномоченных органах требует не только дополнительных затрат. Оно может занять колоссальное время. Мы поможем вам избежать потерь времени. Наш специалист согласует ваше строительство в тех инстанциях, где это необходимо. После чего подаст уведомление.
После окончания строительства
На момент начала стройки у вас должно быть два уведомления – о начале строительства и ответ администрации о том, что планируемая постройка соответствует всем нормам. Когда стройка закончена нужно опять уведомить администрацию. Уведомление об окончании строительства с техпланом дома подают в течение месяца.
Дальше администрация должна проверить соответствие построенного здания градостроительным нормам и тем параметрам, которые были заявлены изначально. Проверка занимает 7 дней. После этого вы получаете ответное уведомление о соответствии.
Подача уведомления о том, что стройка закончена – это последняя задача застройщика. Все остальное делает администрация. После того, как соответствие будет проверено, все документы орган местной власти сам направляет в Росреестр. Застройщик имеет право подать заявление в Росреестр самостоятельно.
Важно. Кадастровый учет и регистрация прав на дома без уведомления администрации сохранялся до 1 март 2019 года. Сейчас уведомлять нужно обязательно.
Сколько стоит регистрация дома
За регистрацию прав нужно уплатить госпошлину:
- для физических лиц – 2000 р.
- для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, – 350 рублей.
Квитанцию об уплате пошлины нужно приложить к уведомлению об окончании строительства. По закону постановка дома на учет и регистрация прав в Росреестре занимает 7 дней с момента подачи заявления. Но здесь важно учесть, что отсчитывать его будут от того момента, как вы предоставите документ, подтверждающий уплату госпошлины.
Также вам потребуется оформить техплан на готовый дом. Сделать это может только кадастровый инженер.
Заказать подготовку техплана на дом можно в компании «Геомер групп». Кадастровые работы занимают в среднем 2 недели. Продолжительность подготовки техплана зависит от технических особенностей вашего дома. Стоимость – от 12 тыс. рублей.
Мы можем помочь вам уведомить местную администрацию. В этом случае наш специалист будет действовать в ваших интересах на основании доверенности. Вам не придется тратить время на бумажную волокиту. Когда процедура постановки на учет и регистрации вашего дома будет завершена, вы получите выписку из ЕГРН.
Чтобы записаться на консультацию позвоните по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21 или оставьте заявку на сайте.
Регистрация дома ИЖС без разрешения на строительство
Здравствуйте. Имею в наличии участок ИЖС и дом 58 года постройки. Имущество находится в черте г. Нижний Новгород. Старый дом был снесен и построен в этом году новый дом. Разрешение на строительство я не получал. То есть по факту у меня сейчас новый дом 120 метров, а по документам , дом 58 года, площадью 25 метров. Градостроительный план участка на руках. Имущество в собственности, земля в собственности. Назначение земельного участка – строительство ИЖС.
По ген плану города в этом районе планируется строительство многоквартирных жил домов. То есть в разрешении на строительство будет отказ – уже проверено, соседу отказали.
В общем ситуации немного глупая, по закону я ОБЯЗАН построить на земле ИЖС дом. Но с другой стороны.. Как бы все это незаконно.. Знаю что есть некая “дачная амнистия”, по которой можно по упрощенной форме зарегистрировать дом.. Но поговаривают что в Н Новгороде, это не работает.. Буду рад любой помощи в этом вопросе. Если есть юристы из Нижнего готов пообщаться лично, времени к сожалению совсем нет заниматься этим вопросом.
Ответы юристов ( 4 )
- 9,9 рейтинг
- 5763 отзыва эксперт
По дачной амнистии Вы право на жилой дом зарегистрировать не можете, так как на его строительство требовалось получение разрешения на строительство.
Разве что пробовать регистрировать право как на вспомогательный объект.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 29.07.2017)
«О государственной регистрации недвижимости»
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Статья 51. Разрешение на строительство
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Вы можете обратиться в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку.
При этом, Вам нужно будет предоставить в суд доказательства принятия Вами мер на легализацию строительства, то есть Ваших попыток получить разрешение на строительство и неправомерных отказов в нем.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 23.06.2015)
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»
26. Рассматривая иски о признании права собственности на
самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении
существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не
может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права
собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Либо попытаться получить разрешение на реконструкцию, как будто дом не построен.
С уважением! Г.А. Кураев
Как вариант, выдать строительство (реконструкцию) дома за изменение параметров объекта капитального строительства, на которую не требуется получение разрешение на строительство.
Но здесь, нужно знать градостроительные регламенты на Ваш ЗУ.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Статья 51. Разрешение на строительство
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
Статья 51. Разрешение на строительство
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
- 9,1 рейтинг
- 1392 отзыва
Добрый день, Андрей! В дополнение к ответу уважаемого коллеги Кураева приведу статью Гражданского кодекса РФ, касающуюся самовольных построек. А Ваш дом действительно имеет признаки самовольной постройки, поэтому Вам надо будет обращаться в суд и добиваться признания права собственности на дом.
ГК РФ Статья 222. Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Если недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
КонсультантПлюс: примечание.
Положения пункта 4 статьи 222 не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие «имущество религиозного назначения» используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ (статья 22 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.
По общему правилу самовольная постройка подлежит сносу, поэтому Вам надо через суд узаконить ее и приобрести право собственности на дом. Если нет времени самостоятельно этим заниматься, поищите юриста в Нижнем Новгороде, кто возьмется за это дело. Полагаю, добиться положительного решения в суде вполне возможно, так как земля Ваша, вид разрешенного использования — ИЖС, ни чьих прав Вы не нарушали.